В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» слились воедино идеологические, полифонические и трагедийные начала. Под идеологической чертой здесь следует понимать описание и раскрытие автором специфической черты русского человека: предаваться идеям с абсолютной строгостью и серьёзностью.
Достоевский умело схватывает не просто душевные переживания героя, но и «общемировые» настроения. В главную линию событий попадают сразу несколько персонажей (Сонечка, Мармеладов, Катерина Ивановна, Дуня), помимо самого Раскольникова. Скорость времени постоянно меняется, например оно резко замедляется, когда Раскольников совершает убийство.
Прямой авторский голос в романе отсутствует, не даны и чёткие, однозначные характеристики героев, мнение Достоевского, его оценку, читатель находит нечасто: в попутных фразах и ненавязчивых замечаниях. Повествование в «Преступлении и наказании» происходит от 3-его лица, но это никак не мешает рассказчику раскрыть, словно целую жизнь человека, а не несколько прожитых недель. Основные события происходят в пределах Санкт-Петербурга, но описываемые проблемы и поиски ответов Раскольникова сравнимы с вселенскими масштабами. Замечания и мнения автора не выходят за границы кругозора главного героя, из-за этого видение всего происходящего сдвигается от объективного к субъективному. Читатели находятся не «над ситуацией», а «в ней».