Идея очищения через страдание известна с античности. Зрители греческого театра, посещение которого было обязательным, избавлялись от душевной скверны, сопереживая героям. Тот же путь проделывает и герой романа.
Раскольников как автор трагедии
Роман Достоевского необыкновенно сценичен, следствием чего стали многочисленные театральные постановки и экранизации произведения. Но текст построен таким образом, что главный герой трагедии студент Раскольников становится и ее автором.
Будучи неудовлетворен будничной действительностью, Родион выдумывает собственную теорию разделения всего человечества на людей обыкновенных и неординарных. Относя себя к последним, он разыгрывает «экспериментальную постановку» в доме старухи-процентщицы, и терпит полный крах.
Наказание настигает Раскольникова в минуту совершения убийства. Он понимает и ошибочность теории, и собственное несоответствие избранной роли. Но напрасные смерти двух старух не вызывают в нем раскаяния, покуда он остается участником действа, который вынужден избавляться от улик, юлить на допросах и врать близким. Его нравственные мучения не ставят его на путь очищения. Оставаясь «в образе», он лишь пытается понять, где совершил ошибку.
Катарсис
Прозрение приходит к Раскольникову лишь после того, как его идею ему показывают со стороны. Для этого Достоевский вводит в роман своеобразного двойника героя – Свидригайлова.
Последний указывает ему, что вечность, которой мы все так жаждем, может оказаться обычной закопченной банькой с пауками в углах.
Этот «зрительский» взгляд на чужое нелепое построение дает Раскольникову понимание несостоятельности и собственной теории. Любая «справедливая» теория ошибочна, покуда не выяснено, что же есть «справедливость» в понимании Творца.
У Раскольникова нет еще такого аргумента против несправедливости как «слезинка ребенка». Он лишь не хочет страдать, как все. Но именно здесь «в баньке с пауками», а не на каторге, начинается путь нравственного очищения героя.