Родион Раскольников сделал много ошибок в молодости, одна из которых оказалась роковой. На страшный поступок его сподвигли «игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка».
Герой намеревался поставить себя на место великих людей, не проверив легитимности их величия. Он забыл, что история не терпит сослагательного наклонения, представляя, как бы на его месте поступил Наполеон или другой «великий». Убить «бесполезную, гадкую, зловредную» процентщицу он решил не ради денег, а ради доказательства самому себе, что «право имеет».
Но Раскольников не из той породы людей, кому чужда гуманность. Достоевский использовал гениальный психологический подход, вводя персонажей с похожими умозрительными построениями. Но они всё же антиподы Родиона.
В этом отношении главная роль отведена Свидригайлову. Инфантильный и самовлюблённый Лужин – не ровня Раскольникову. Он пустышка.
Свидригайлов – личность более глубокая. Раскольников чувствовал, что «в этом человеке таилась какая-то власть над ним». Он видит в Родионе родственную душу, говоря об этом при первой их встрече. Этот субъект твёрдо убеждён, что «право имеет». Раскольников для него – смешной «идеалист», и в этом смысле они никогда не сроднятся.
Раскольникову нужен был начальный капитал, чтобы осуществить нечто великое, не только для себя, но и для общественного блага. Свидригайлов же, располагая громадными возможностями, стал помогать другим лишь перед самой смертью.
Ещё более глубока их пропасть во взаимоотношениях с женщинами. Родион, встретив Соню, очищается духовно и постепенно избавляется от страданий. Свидригайлов, полюбив, страдает сам и заставляет страдать свою любовь. Он искренне хотел добиться взаимности, но использовал для этого сначала хитрость, а потом шантаж. Человечность проснулась даже в нём, но слишком поздно. Не добившись взаимности, он теряет смысл жизни.