Власть идеи в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Великий гуманист Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» выступает с критикой популярной в конце 19 века философии нигилизма. Нигилизм говорит о том, что все можно, моральные устои не нужны, можно делать все для своей выгоды, нигилизм высмеивает идею Богу. В этом произведении власть идеи над человеком безгранична, ради нее он отбросил все общечеловеческие нормы.

В чем же заключается идея главного героя? Раскольников делит людей на Наполеонов, которые «право имеют» и «тварей дрожащих». Согласно мировоззрению бедного студента, сверхчеловек спокойно отбросит такие «глупости как жалость и совесть» ради высшего блага. Для «Наполеона» ничего не стоит убить человека ради высшей цели. Руководствуясь тем, что убив ненужную старуху и забрав ее деньги, он спасет множество других жизней, Раскольников ненадолго забывает про свои моральные принципы.

Однако идея Раскольникова дает сбой. В отличие от своего кумира Наполеона, который ради высшей цели жертвовал тысячами жизней, Раскольников начинает страдать. Муки совести значительно страшнее реального наказания за решеткой. Здесь автор показывает, что не может даже самый развитый мозг понять суть жизни, понять принципы возникновения моральных принципов, и чем так опасен цинизм и подобное мировоззрение. Раскольников хоть и заглушает зов своего сердца, но вскоре понимает, что он «не старушку убил, он себя убил».

Раскольников по ходу романа знакомится с Сонечкой Мармеладовой, в которой студент видит родственную душу. Сонечка символизирует для него все страдания людей. Мучаясь, разрываясь между своей идеей о сверхчеловеке и любовью к людям, Раскольников все же убеждается в том, что Бог есть. Автор убеждает нас в несостоятельности циничных идей. Студент сдается с повинной.

Финал оставляет простор для мысли, но дает общее направление. Раскольников через страдания на каторге духовно возрождается, уходя из под власти идеи, а Соня ждет его все 8 лет.

maximios
Оцените автора
Сочинения