История
Само появление этого произведения окутано тайной, единственный список сгорел в пожаре 1812 года в подвале известного собирателя древностей Мусина-Пушкина. Предположительно, он получил его из хранилища Спасо-Ярославского монастыря во время работы в Синодальном управлении.
Таким образом, до нас дошла только изданная Мусиным-Пушкиным в 1800 году «Ироническая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком на исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие» и так называемая, «Екатерининская копия», подаренная императрице в 1797 году и не содержащая исправлений первого печатного издания.
Список неоднократно переписывался летописцами и, как и в других летописях, переписчик пропускал непонятные места или допускал свое толкование событий, поэтому «Слово о полку Игореве» содержит столько темных мест, что очень затрудняет работу исследователей.
Отсутствие достоверного источника разделило ученый мир на два противоположных лагеря: доказывающих и опровергающих подлинность рукописи. Вопросу подлинности посвящены многочисленные монографии и исследования историков, лингвистов, литературоведов и просто любителей истории, но пока однозначно высказаться о том, является ли рукопись подлинным списком конца 12 века или является более поздней подделкой талантливого фальсификатора 18 века, пока невозможно. Поэтому судить о личности автора «Слова о полку Игореве» нам придется только на основе прочтения этого, безусловно, талантливого произведения.
Кто
Нигде на протяжении всего произведения автор никак не обозначает себя, однако само произведение является настолько характерным и неординарным, что дает некоторое понятие о личности автора. Не оставляет сомнения, что текст написан образованным и думающим человеком, что подвигло некоторых исследователей предположить, что автор был монашеского звания, поскольку наиболее образованным классом в то время было монашеское сословие. В то же время, «Слово» пожалуй, первый известный культурный памятник светского искусства, в нем практически отсутствуют религиозная символика и словесное оформление теологических текстов, если возможно сравнивать героическую песню и церковную. Безусловно, автор «Слова» христианин, так как упоминает, что после возвращения Игорь сразу едет поклониться христианской святыне: «…Девицы поют на Дунае — вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы» Однако, в произведении гораздо более сильны языческие мотивы – упоминание Велеса, Даждьбога, Стрибога и других мифических персонажей Жерны и Карны. Возможно, это слияние христианских и языческих представлений показывает нам мировоззрение людей 12 века?
Другие исследователи склоняются, что автор принадлежал к княжескому роду или ближнему кругу, приводя аргумент, что автор прекрасно разбирался в княжеской генеалогии и упоминает в своем произведении 39 княжеских персон. Возможно, автор был дружинником или боярином, о чем могут свидетельствовать знание военной тактики, упоминание оружия самых различных видов и доспехов восточного и европейского типа, весьма кстати дорогих, убежденность в своем праве судить и давать советы князьям. В то время боярство часто выражало общенародные интересы и заботилось о защите рубежей и вряд ли поддерживало княжеские раздоры.
Однако, к какому бы сословию ни относился автор «Слова», все произведение создано на объединении книжных традиций того времени и народного эпоса. Произведение обладает какой-то особой напевностью, свойственной народному устному творчеству. В нем сильны поэтические мотивы, как одушевление природы и использование языческой мифологии.
«…Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги вещают: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».
Итак, кого же мы видим после прочтения «Слова о полку Игореве»? Безусловно, человека незаурядного, широко образованного (по тем временам), знакомого с воинской наукой и при этом обладающим редким поэтическим даром, позволившим ему сочетать народную напевность с книжной грамотностью и светскостью. Человека, умеющего широко и стратегически мыслить, возможно, занимающего положение, позволяющее ему не сосредотачиваться только на местечковых интересах, но и охватывать и беспокоиться обо всех русских землях. Человека, горячо любящего свою родину и видящего в названии Земля Русская не только обширные территории, но и население. Человек, ратующий об объединении земель русских и горюющий о бедственном положении землепашцев и работного люда в эпоху феодальной раздробленности.
Кто же он этот поэт-книжник, создавший бессмертный эпос, отражающий душу русского народа и показывающий высокое культурное развитие Руси перед монголо-татарским нашествием? Возможно, со временем, будут обнаружены какие-то новые источники, позволяющие нам узнать имя автора, а пока этот вопрос остается открытым.