А.П. Чехов изобразил переломный ХХ век Российской империи в жизни помещиков, крепостных, интеллигенции. Главные герои пьесы "Вишнёвый сад" А.П. Чехова выступают представителями разных слоёв общественного строя: феодального (Л.А. Раневская, Гаев, Анна) и буржуазного ( Е. А. Лопахин, П. Трофимов). Драма наполнена непониманием, противостоянием во взглядах между персонажами относительного будущего прекрасного поместья с вишнёвым садом.
Любовь Раневская выступает в образе помещицы, аристократки. Автор подчёркивает в ней доброту, мягкость, наивность. Слишком болезненно она воспринимает личные трагедии жизни, не может привести свои дела в порядок и содержать поместье, стать истинной хозяйкой имений. Беспомощность героя проявляется в желании сохранить вишнёвый сад, при этом никаких усилий для этого не прилагается, а присутствует лишь сожаление о уже потерянном сокровище.
Брат Раневской Гаев и её дочь Анна – второстепенные герои рассказа, представители феодального сословия. Эти герои больше приспособлены к поворотам судьбы. Анна – ещё молодая гимназистка, окрылённая надеждами, что после окончания заведения устроится на работу Гаева, с категоричным и сентиментальным характером, ожидает должность управляющего банком.
С противоположной стороны выступает Ермолай Лопахин. Перспективный, молодой, усидчивый купец, вышедший из крепостного строя. Именно в нём раскрывается то общество, которое преобразило и возглавило реформаторскую Россию. Он готов помочь бывшей хозяйке с материальным вопросом. Выкупив участок, амбициозный капиталист не заботится о сохранности вишнёвого сада, а желает преобразить территорию для постройки дачных коттеджей.
Петя Трофимов — простой обыватель. Он здраво рассуждает о нравственности, о жизни бедноты, о том, как следует покончить с оковами крестьян. Его убеждения пошли далеко в будущее, в рассвет и величие новой России. Но слова его не подтверждаются действиями — он только лишь демагог.
Автор наглядно показал старение, обречённость представителей дворянских сословий на примере героев пьесы «Вишнёвый сад». Не все из них смогли принять условия рыночных отношений, стать победителями в этой «схватке» поколений и теперь обречённо расстаются со своей привычной, роскошной жизнью. Вишнёвый сад в произведение олицетворяет наши духовные корни, культуру. Старое сословие её не уберегло — слишком заняты своей комфортной жизнью за счёт работы других людей. Новое поколение пытается изжить всё то, что связано с прошлым строем, создавая при этом своё мировоззрение, нравственность, духовность.