Какова роль описания интерьера в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?

Без сомнения, увидев дом хозяина, мы можем предположить каков этот человек. Черты характера, вкусовые предпочтения, положение в обществе – это основная часть того, что можно увидеть. Многие литераторы в своих произведениях использовали интерьер как средство передачи быта, времени в котором живут герои. Н.В. Гоголь не только изобразил имения  в поэме «Мёртвые души» для описания жизни, культуры в буржуазной Российской империи. Прежде всего, сделан акцент на  интерьер как средство характеристики героя, изобличаея пороки, желания, неудачи.

Автор обрисовывает обстановку поместий хозяев, которых посещал Чичиков, в чёткой последовательности, не пропуская не единой детали. Писатель пользуется одинаковой схемой повествования, использует художественные приёмы преувеличения, сатиры. Это помогает как можно лучше передать внутренний мир каждого героя.

Первым, кого посетил Чичиков, был помещик Манилов. На первый взгляд роскошный дом, с убранством приусадебной территории позже сменился незаконченностью, неопрятностью, неуклюжестью обустройства. Усадьба была не завершена, некоторые комнаты пустовали, пафос сочетался с простотой, мебель и гарнитур не дополняли друг друга. На диване лежала шёлковая материя, а рядом стояли обтянутые рогожей кресла, как — будто по ошибки их занесли. Но наличие такого разнообразия табачных сигар передало желание хозяина понравиться гостям. Чичков, окинув взглядом помещение, создал характеристику героя: слащавый, сентиментальный, бесхозяйственный, ограниченный во взглядах, неуверенный в себе человек, который мечтал обо всём и ничего не доводил до конца – вот каким был Манилов, скучным человеком.

Ноздрева Чичиков окрестил неугомонным, неряшливым, азартным хозяином. Об этом ему повествовали оружие в кабинете, шарманка, вышитый кисет, пол обрызган белилами и не защищен от покраски. Коробочка показалась гостю ограниченным человеком, прежде всего занятой сбором денег в мешочки, которые у неё были «растыканы» по углам. 

Интерьер как средство характеристики героя автор продемонстрировал во время описания усадьбы Собакевича. «В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь". Тяжёлые на вид, массивные столы, кресла, стулья — всё говорило о хозяине. Собакевич оказался сильный характером, расчётлив, «холодного ума» помещик. 

Последний, кто принял у себя  сборщика «мёртвых душ» – это Плюшкин. Его дом был складом ненужных вещей, некоторые комнаты не использовались и были забиты хламом. Плюшкину не нужны люди, общение – он одиночка, не обременённый дружбой, семьёй. Автор называет помещика «прорехой на человечестве», жадным и совершенно бесполезным. 

Прочитав рассказ, невольно задумываешься над тем, сколько Плюшкиных, Собакевичей, Коробочек хозяйничают у себя дома. Восхищаешься, как ловко автор подчеркнул проблему соотношения характера и быта, ловко использовал интерьер, как средство характеристики героя в поэме «Мёртвые души».
 

Elizabets
Оцените автора
Сочинения