Стихотворный размер – это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом).
Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма.
В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные.
Итак, теперь давайте подробно разберем каждый из них.
Но сначала следует разобраться с обозначениями:
˘ — безударный слог
¯ — слог с ударением
Односложный размер
Здесь выделяют только один вид – брахиколон. Это — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Пример брахиколона:
Бей
тех,
чей
смех!
Вей,
рей,
сей
снег!
(Н. Н. Асеев)
Двусложный размер
Здесь существуют следующие четыре вида:
Ямб ˘ ¯
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали…
(А. С. Пушкин)
Хорей ¯ ˘
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Пиррихий ˘ ˘
Богат и сла вен Кочу бей, Его луга необоз римы (А. С. Пушкин).
Спондей ¯ ¯
«Мой дядя самых честных правил…» (А. С. Пушкин)
Трёхсложные размеры
Видов трёхсложного размера очень и очень много, поэтому рассмотрим только главные из них:
Дактиль ¯ ˘ ˘
В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н. А. Некрасов)
Амфибрахий ˘ ¯ ˘
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Ю. Лермонтов)
Анапест ˘ ˘ ¯
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. А. Блок)
Четырёхсложные размеры
Хореямб ¯ ˘ ˘ ¯
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
(А. С. Пушкин)
Пеон состоит из трех кратких и одного долгого слога. По месту расположения долгого слога различаются пеоны I, II, III и IV. Пеон I ¯ ˘ ˘ ˘, II ˘ ¯ ˘ ˘, III ˘ ˘ ¯ ˘, IV ˘ ˘ ˘ ¯. Пример пеона III:
…Заметались, затерялись в океане корабли… (В. А. Брюсов)