Прототип главного героя
В первой главе Пушкин мимоходом намекает читателям на возможный прототип Евгения Онегина — Петра Яковлевича Чаадаева, его однокашника по Царскосельскому лицею, настоящего денди, путешественника, члена общества декабристов, глубокого философа, автора «Философических писем», подверженного приступам меланхолии и пережившего несколько глубоких личностных кризисов, и, в конце концов, объявленного сумасшедшим.
Интересно, что Чаадаева также считают одним из вероятных прототипов Александра Чацкого, из чего можно сделать выводы, что его личность действительно была весьма незаурядной, и что для прогрессивной части российской знати такой типаж был характерен, особенно после разгрома декабристов, когда многих бывших лицеистов и российское общество в целом охватила депрессия.
Развитие и крах личности Евгения Онегина
С первых страниц романа мы узнаем, что у Онегина была вполне счастливое детство и беззаботная юность, которую он провел в высшем свете, не избегая кутежей и любовных приключений. Он богат, воспитан и хорошо образован, ему не откажешь в уме и проницательности. Он не ленив, но не может найти применения своим способностям. Он не злодей по натуре, но все его отношения с людьми лишены душевной близости и пусты.
Встреча с Татьяной могла дать ему шанс найти настоящую любовь, но его снобизм и эгоизм не позволили ему этого понять. Знакомство с Ленским могло привести к крепкой мужской дружбе, но глупая выходка на празднике стала причиной бессмысленного убийства.
Дальнейшие путешествия не привели Онегина к пониманию смысла своего существования, наоборот, он еще острее почувствовал себя «лишним человеком», не способным испытывать удовольствие от жизни и не способным сделать счастливым кого-либо другого.
Новая встреча Онегина с Татьяной Лариной и его внезапно вспыхнувшая страсть больше напоминают попытки утопающего ухватиться за соломинку, и когда соломинка уплывает из рук, мы понимаем, что это крах личности, хотя Пушкин оставил финал романа открытым.