«Человек — это живая загадка» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является социально-психологическим. Потому в нем дважды подтверждается известное высказывание, что «человек – это живая загадка». Печорин, названный автором героем своего времени, вовсе не типичен как представитель дворянской молодежи своего времени, в социальном плане он не обычный человек. Психологические предпосылки поступков героя также не просто раскрыть, и автор прибегает к разным, порой неожиданным, приемам.

Социальная проблема героя является повторением онегинской драмы – лишнего человека, не нашедшего своего призвания и применения своим силам. Однако если Онегину его создатель прочил участие в декабристском восстании, реализацию сил, то Печорин живет уже в иную эпоху, когда можно говорить о целом поколении бездеятельных прожигателей жизни. Эти молодые люди были напрочь лишены честолюбивых мечтаний о борьбе, справедливости. В «черное десятилетие» после подавления восстания они приняли мрачную российскую действительность как данность.

В отличие от своих современников Печорин не может принять сытую праздность, а одержим жаждой хоть какой-то деятельности. Возвращаясь в мыслях к недавнему прошлому, он сам удивляется тому, зачем ему нужно было вторгаться в жизнь частных контрабандистов в Тамани. Позже, после трагической дуэли с Грушницким, он вновь рассуждает о своем назначении. Понимая, что огромные силы использованы глупо и безрассудно, он все-таки не может не признать , что жил без цели. Тут страдает уже психология умного человека: Печорин не может смириться с бесцельностью, бессозидательностью собственного существования. В то же время жизнь уже проходит, пролетает, а цели нет.

Вряд ли сам герой понимает, что побудило его к необъяснимым поступкам – ухаживанию за княжной Мери, порочащее ее честь и доставляющее невинной девушке страдания, похищению Бэлы, которое и вовсе привело к смерти горянки. Человек недюжинного ума, он не желает предвидеть последствия своих действий, совершает их без раздумий, по мгновенному порыву.

При этом у него нет привязанностей. Доброго Максим Максимыча он при новой встрече обижает своей холодностью, доктора Вернера, самого близкого в общении человека, не может назвать своим другом. Он — разрушительная сила, злой демон для всех, кто попал под его обаяние. Но сделать с собой ничего не может, и в первую очередь Печорин – загадка для самого себя. Ему невдомек, что в нем нет главного для человека – доброты и человеколюбия. Пусть страдающий, но эгоист – вот и вся загадка.

maximios
Оцените автора
Сочинения