Любовь в жизни Григория Александровича Печорина играла немаловажную роль: именно в свете любви проявлял персонаж свои самые худшие и самые лучшие качества души. М.Ю.Лермонтов наделил своего героя невероятной потребностью в любви: "никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым", однако никакая любовь не приносила Печорину ни счастья, ни удовлетворения. Всякая лишь являлась новым страданием как для него самого, так и для женщин, его избравших.
Его страсть к черкешенке Бэле — первое, что читателю удается проанализировать. Печорин становится помешан на девушке, он крадет ее из дома, в течение долгого времени добивается ее расположения — но как только понимает, что душа ее завоевана, и Бэла всецело принадлежит ему, герой теряет всякий интерес. Как объясняет сам Печорин: "я ее еще люблю… – только мне с нею скучно". Такому человеку нужно постоянно насыщать чем-то свою душу, а любовь простой необразованной девушки оказалась недостаточно глубока, чтобы черпать из нее свежие чувства.
Другая девушка, отношения с которой развиваются на протяжении романа, — княжна Мери. Читатель наблюдает, как Печорин, ловко и умело манипулируя чувствами, взглядами и речами, влюбляет в себя эту светскую девушку. Печорин, казалось бы, вывел целую науку завоевания женских сердец. Для него нет никакой тайны, он все знает наперед: знает, что вызовет интерес такой женщины, что заставит ее неотступно думать о нем, знает, как обернуть в настоящую страсть. Пожалуй, именно поэтому герой не может быть счастлив в любви — когда в ней нет никакой тайны, страсть становится лишь придатком холодного рассудка, но не тем, от чего теряют голову.
Для всех женщин Печорин был магнетически привлекателен, но была одна, которая смогла понять его душу. Вера прекрасно осознавала природу Печорина. Но понять, что сама Вера для него значила, можно было, только увидев отчаяние героя от возможности ее потерять ("долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий"). Печорин считал, что он ни чем не дорожит — это не так, хотя и утешить боль сердца холодным рассуждением ума герой умеет превосходно.
Можно ли сказать, что герой не умеет любить? Однозначно, нет. Однако обычная любовь никогда бы не могла удовлетворить его душу.