Печорин – не только центральный образ романа «Герой нашего времени», но и один из интереснейших персонажей русской литературы начала XIX века. Я причисляю его к своим любимым литературным героям, и потому не могу быть полностью беспристрастен.
Одинокий человек
Печорин – это, прежде всего, образ одинокого человека. В предисловии Лермонтов говорит, что это персонаж, составленный из всех пороков своего поколения. Но герой романа более похож на индивидуалиста, тип которого существует в любую эпоху.
По своему «равнодушному» отношению к миру он чрезвычайно близок герою гораздо более позднего произведения Камю «Посторонний». Суть такого типа людей состоит в том, что отсутствие обязательств перед окружающими, лишает человека смысла существования.
Оригинальность Лермонтова состоит в том, что он никак не мотивирует одиночество Печорина, вынося эти обстоятельства за пределы романа. Тем самым он не обедняет характер героя, но лишает его сочувствия поверхностного читателя, который наивно полагает, что на его суд вынесены поступки главного персонажа.
В действительности, в романе Лермонтова осуждается эпоха, в которой наиболее одаренные и бескомпромиссные личности не находят себе достойного места.
Фаталист
В уже упомянутом предисловии к роману, Лермонтов говорит, что вовсе не имел намерения исправлять своим текстом людские пороки. В этом проявляется фатализм автора, которым он наделяет и своего героя. И кажущееся равнодушие Печорина – это лишь понимание невозможности, что-либо исправить в устоях своего века.
Но времена не выбирают.
Фатализм и одиночество Печорина проистекают из его нежелания идти на компромисс с эпохой, которая не приемлет ничего живого и оригинального. В этом его безусловная правда, которой он не готов поступиться.
Его гибель на чужбине при неизвестных обстоятельствах – это честная смерть вне времени и пространства. А честным человеком невозможно не восхищаться.