Эпизод "Бэла" романа "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова является, пожалуй, одной из самых интересных частей произведения, раскрывающих читателю характер Печорина. Была в страсти этого русского офицера к черкешенке какая-то доля настоящей одержимости — ведь с каким необъяснимым упорством добивался Григорий Александрович расположения этой горной девочки!
Печорин — один из тех людей, для которых их собственные желания превыше всего. Ему захотелось обладать этой девушкой — и герой пошел на настоящую аферу, чтобы заполучить ее. В результате ее каждый лишился чего-то, чем дорожил: Казбич — своей лошади, Азамат — своей сестры, Бэла — семьи и свободы, отец Азамата лишился и сына, и дочери, а впоследствии и своей жизни. И только Печорин получил то, чего желала его душа. Но герою мало было обладания этой черкесской девочкой, он хотел добиться власти над ее душою. Подарки и уговоры, хитрые уловки в разговорах ("…если Аллах мне позволяет любить тебя, отчего же запретит он тебе платить мне взаимностью?") заставили Бэлу по-другому взглянуть на своего пленителя. Упорство Печорина, наконец, пересилило женскую гордость — и Бэла сдалась.
Однако недолгим было их счастье. Для таких людей, как Печорин, жизнь — игра. Им интересен процесс, а не достижение результата, потому что своего они в любом случае добьются. И чем больше усилий затрачено было героем, чтобы заставить Бэлу полюбить себя, тем быстрее он насытился ее любовью и устал от нее. На вопросы Максим Максимыча, начавший вдруг избегать Бэлу, Печорин отвечал, что по-прежнему любит ее, но умирает от скуки. "Любовь дикарки" не оказалась для Печорина ничем особенным.
Бэла умирает, убитая Казбичем — и что же? Максим Максимыч описал реакцию Печорина так: "его лицо не выражало ничего особенного… я хотел утешить его, он поднял голову и засмеялся". И можно только догадываться, какая буря творилась в душе у героя, скрытая за этим спокойствием и леденящим душу смехом. Быть может, ему было больно терять что-то, принадлежавшее ему, быть может, он действительно любил Бэлу, несмотря на то, что ему было с нею скучно. Нельзя называть Печорина черствым человеком, только оттого, что он ведет себя иначе в ситуациях, где люди хотели бы видеть настоящее отчаяние ("на его месте я бы умер от горя"). Герой таков, что умеет скрывать свои страдания за маской безразличия. Скрывать же страдания — не означает страдать меньше или не страдать вообще.