Образ Печорина стал связующим звеном всех пяти повестей романа. Лермонтов показал в развитии всю жизнь героя от молодого беззаботного времени до самого последнего дня. Только автор не даёт своей личной характеристики и отношения к Печорину, а рассказывает о нём устами других персонажей романа.
В повести «Бэла» мы видим Печорина как человека, который упрямо достигает цели, но начинает скучать, как достигнет результата. Ему нравится тешить своё самолюбие. Наличие денег позволяет получать всё, что хочется его душе. Бэла становится игрушкой в его руках. В любви этой девушки герой не находит для себя ничего нового и необычного. Мы узнаём Печорина, как человека, познавшего жизнь и успевшего разочароваться. Но ещё есть надежда на то, что он изменится.
Во второй главе нам показан уже более взрослый Печорин, который побывал в разных местах, познал жизнь как своего сословия, так и людей диких, необразованных. Но нигде он не нашёл себе приют. Внешняя характеристика показывает его как уставшего человека, в глазах была печаль и тоска.
Из дневников, опубликованных в трёх последующих повестях, мы узнаём личное мнение Печорина. Нашему вниманию открыт самоанализ героя, в котором он сам характеризует себя, как человека, умного, мыслящего, способного на многое. А в результате уставшего от жизни и разочаровавшегося в самом себе.
Образ Печорина объединил в себе все пороки того поколения и показал их в развитии. Молодые интеллигенты начала 19 века были неспособны что-то сделать. Вся их борьба была лишь только мысленной. Они не могли совершать поступков ради людей и общества, потому что не были на это способны. Это были страдающие эгоисты, не нашедшие себе применения.
Именно таким человеком мы видим Григория Печорина. Судьба его трагична и автор не оставляет ему возможности на новую жизнь. Он лишний человек и время его не пришло. Таков был портрет молодого дворянства времён Лермонтова.