Лермонтов любил описывать природу, реалистично передавая даже самые мелкие детали пейзажа. Не стал исключением и роман «Герой нашего времени», в котором пейзажу отдано много места. Это не простое любование красотой природы, а средство для усиления выразительности определенной ситуации или внутреннего состояния персонажей.
Зарисовки прекрасной и величественной природы противопоставлены людям, их низменным интересам, страданиям, горю, социальному неустройству. Автор использует разное описание природы: то очень краткое, без излишних подробностей, то подробное, развёрнутое не на одну страницу. Много в романе описания Кавказа с его уникальным пейзажем гор, ущелий, рек. Лермонтов много раз был на Кавказе и любовался его таинственностью и красотой. Поэтому в тексте пейзаж объективный и реалистичный.
Это описание автор использует как фон, на котором выступают многие персонажи (горцы, Казбич, Бэла, контрабандисты, сам Печорин) и для передачи душевного состояния героя.
Природа иногда подготавливает читателя к какому-то событию. Очень показательно описание утра перед дуэлью, когда Печорин наслаждается красотой не только неба, солнца, но и замечает даже перелив росы на траве. Все засверкало перед ним новыми свежими красками. Такое восприятие окружающей действительности было связано с ощущением близкой смерти. Человек начинает обращать особое внимание на детали, когда боится потерять это навсегда.
Печорин всегда любил природу, был очень близок к ней, потому что она настоящая и не может обмануть Григория, как это делали люди.
Много в романе таких описаний природы, которые передавали внутреннее состояние действующих лиц. Пейзажные зарисовки обнажают, поясняют, углубляют характеристику людей, их размышлений и внутренних состояний.
Лермонтов использует разные средства в передаче состояния природы: яркие эпитеты, сравнения, интонацию, ритмичность. Иногда возникает ощущение, что слышишь, как бурлит горная река или волны моря бьются о берег, как жужжит комар, какой чистый воздух в горах, или как затихла природа в ожидании чего-то нового и непонятного.
Связь Печорина с природой и любовь к ней раскрывала в нём душевное богатство, которое было скрыто от глаз окружающих, но показано читателю для полной характеристики образа и внутреннего состояния.