В комедии в стихах Грибоедова «Горе от ума» затронута важная проблема, которая касается общества любой эпохи. Фамусовское общество живёт в послевоенное время, когда служат не за Родину, а ради чинов. Произведение содержит как элементы романтизма, так и реализма. Всё дело в том, что сам писатель сталкивается с зарождающимся движением декабристов, которые мечтают перестроить уже неуместное общество старожилов. Поэтому весь сюжет комедии, которая больше похожа на трагедию, по моему мнению, основан на столкновении представителей двух точек зрения: консервативной и прогрессивной.
Классическим традиционалистом предстаёт перед глазами читателя Алексей Степанович Молчалин. Секретарь Фамусова совсем молод, ровесник Чацкого. Его устраивают те законы и порядки, нравы и мышление, которые укоренились в обществе. Более того, для такого мелочного, не имеющего наследства дворянина, как он, фамусовское общество – это шанс выкарабкаться по выше. Ему легко даются такие черты характера, как услужливость, аккуратность и умеренность. Поэтому ему никогда не понять трагедии, которую испытал главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий.
Со второго же явления мы осознаём, что взгляды Чацкого никогда не примут сторону Молчалина. Он не из тех, кто готов быть заурядной личностью без собственного мнения. Он не считает принципы жизни прошлого поколения верными. Более того он осуждает их, тогда как Молчалин не мог прожить без покровителей, связями с которыми гордится. Молодому франту Александру Андреевичу таких добрых покровителей было найти несложно среди графинь и прочих, однако он служить «бы рад, прислуживаться тошно» ради медалей и всяких почестей. Ведь он новатор, он передовик, он за просвещение умов, он за свободу слова и за оригинальность мысли, он за самостоятельный рост. Он – герой этой комедии. Однако, если отойти от социально-политической темы, Молчалин предстанет перед читателями ещё в худшем свете. Любовная линия раскрывает его как антигероя. Чувства к Софье в лице Чацкого искренни, тогда как любовь Алексея Степановича Молчалина объясняется угодностью ради чинов, потворством дочери такого человека, как Фамусов. В конце комедии это спасает его от гнева Фамусова за проступок перед Софьей, который в своей ненависти к вольнодумству, новым идеям и своенравию Чацкого, возможно, даже не узнает об этом.