Софья Павловна в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одна из самых неоднозначных героинь. До сих пор встречаются разногласия относительно понимания её характера.
В начале произведения (ещё до приезда Чацкого) Софья Павловна предстаёт «типичной» барышней своего общества. Она читает французские романы, музицирует и мечтает о вечной любви со своим «избранником» Молчалиным. Но что же происходит с приходом Александра Андреевича?
Давнее, забытое чувство первой любви просыпается в героине, но любовь эта несостоявшаяся, ведь Чацкий уехал за границу на три года и не писал писем, никак не давал о себе знать. Раздражение и радость, обида и безграничная симпатия перемешиваются в девушке и сбивают её с толку. Теряют свою ценность карьера Молчалина, авторитет Хлестаковой и её бестолковые рассказы, но бросить свою привычную обстановку, принятый уклад жизни Софья Павловна в один момент не может. Она способна выйти за рамки фамусовского общества, решится ли сделать этот шаг в конце комедии? Неизвестно.
Героиня очень чуткая и глубокая натура, вместе с тем, уже «поражена» тягой к сплетням и интригам. Грибоедов будто бы специально соединил в ней два борющихся между собой начала. Перед ней образуется выбор: или идти за Чацким и выбрать трудный, но честный путь, или остаться со своим отцом, став его продолжением.