А. С. Грибоедов – один из величайших по таланту и уму людей своего времени. Александр Сергеевич получил блестящее образование, знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, он был весьма незаурядным дипломатом и политиком.
Грибоедов прожил только 34 года. Он был убит, растерзан фанатиками. Его гибель имеет для истории и культуры некоторое символическое значение: так мир ограниченности и тьмы во все времена набрасывается на все новое и талантливое. Грибоедов смог бы сделать для всемирной литературы намного больше, но банально не успел. Однако три его замечательных произведения остались с нами навечно. Это два вальса и литературная комедия «Горе от ума».
В данной комедии описывается столкновение времени настоящего и будущего, – столкновение нравов, умов, взглядов, мнений людей разных поколений и социальных слоев. Представителем будущего времени является, несомненно, Чацкий. Все остальные герои ему противопоставлены. В основном это столичные аристократишки, «черпающие суждения из забытых газет». Их моральные ценности весьма невысоки. Один из главных героев комедии – Фамусов – типичный обыватель московского аристократического общества. Он, барин со всеми присущими ему морально-нравственными изъянами. Он находит ‘правильным распоряжаться людьми, как личными вещами и категорически не признает крепостных за равных ему людей. Служба для него – не более чем провождение времени, за которое ему полагаются чины. Важное место в его жизни занимал чиновничий опыт, который он постоянно совершенствует себе на пользу. Например, он нес свою службу по принципу: «Подписано, так с плеч долой», постоянно следил, чтобы бумаг слишком много не накапливалось. В общении с сильными мира сего он грубо использует лесть и знает, в какой момент надо к ней прибегнуть. Естественно, что такой человек не уважает других людей за их личностные качества, для него всего важнее количество накопленных ими богатств и положение в обществе. Ничего удивительного нет в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким, каким является он сам.
В литературе уже сложился прочный стереотип этого общества – «фамусовское общество». Оно традиционно, и его жизненные установки таковы: учиться надо, глядя на старших; уничтожать вольнодумство; покорно служить более высокому начальству, но самое главное – быть финансово обеспеченным. В деньгах они видят единственный смысл жизни, только богатых людей ценят и уважают.
Необразованность и ограниченность мышления не мешает жить таким «Фамусовым». Мало того, в просвещении они видят только его отрицательные стороны, считая что оно вредит человечеству.
Передовой ум XIX века не мог с этим смириться, и комедия Грибоедова стала вызовом невежеству, тянущему страну назад. Грибоедов противопоставил закостенелым в своих пороках аристократам всесторонне образованного молодого человека, Александра Андреевича Чацкого. Его образ – это свежий воздух, несущий ветер перемен в застоявшуюся жизнь общества. Грибоедов сделал главного героя носителем передовых идей русской дворянской молодежи. В монологах Чацкого прослеживается некоторая идейная политическая программа. А. А. Чацкий открыто критикует устои крепостничества, презирает лицемерие и интриги, бесчеловечное отношение к народу и искусственный патриотизм. Но для фамусовского общества он тем более опасен, потому что дает ему точную и хлесткую характеристику. В XIX веке в России, как, впрочем, и сегодня, была мода на все заграничное, иностранное. Александр Андреевич и это подвергает критике, справедливо считая, что «пустое, робкое, слепое подражание губительно для России». Светлым образом молодого человека писатель дает понять, что на Руси есть люди, которых не волнует карьера и обогащение, и для которых науки и искусство – самое главное в жизни. Но таких людей пока очень мало, потому что они не находят признания у традиционного общества. Более того, они становятся опасными для этого общества своим вольнодумством. Молодой человек понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои позиции до самого конца даже тогда, когда для удобства общества его признали сумасшедшим.
Я считаю, что центральная идея комедии «Горе от ума» – прорыв для своего времени. Эти идеи — обличение мракобесия, ханжества, отмена крепостного права, честь по уму и свобода личности. Сам Александр Сергеевич реализовал себя в этой великой идее, поэтому великое достояние России, сам А. С. Пушкин, снял перед мертвым А. С. Грибоедовым шляпу. В этот момент великий поэт преклонялся перед будущей свободой нашей Родины.