Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Артур Шопенгауэр
Почему в обществе не находится места для Чацкого
Молодой образованный дворянин Александр Андреевич Чацкий, возвращается в Москву после трехлетней поездки за границу для получения образования. Он полон радужных надежд и ожидания приятных встреч со старыми знакомыми и с невестой. И что же он застал в родном городе? Все его знакомые ничуть не изменились за время его отсутствия.
МУЖЧИНЫ ТАК ЖЕ ОЗАБОЧЕНЫ КАРЬЕРОЙ И ЖАЖДОЙ ЗАРАБОТКА, А НЕ СТРЕМЛЕНИЕМ К САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ.
Дамы все так же беседуют о балах и сплетничают, вместо того, чтобы вести разговоры об искусстве. По разговорам, которые ведет наш герой, мы замечаем, что он – человек выдающегося ума и достоинств, весьма образованный и красноречивый.
Также он очень радеет о благе Отечества, высказывает прогрессивные и интересные мысли, призывая соотечественников отказаться от оценки достоинств человека по его положению в обществе и уровню дохода, он мечтает послужить Родине, однако никак не согласен прислуживаться перед сильными мира сего ради продвижения по карьерной лестнице.
И постепенно мы обнаруживаем, что в обществе Чацкий оказывается в изоляции, что у него нет друзей и единомышленников. Он не может найти равных себе по уму и прогрессивности взглядов.
К тому же, еще и невеста покидает его, предпочитая ему безвольного и бессловесного карьериста Молчалина.
Одиночество – удел обладателей выдающегося ума
Оказывается, что столь приятный, образованный, талантливый и умный молодой человек оказывается обреченным на одиночество. И молодые и старики попросту сторонятся его, не желая ни слушать ни поддерживать его передовые прогрессивные мысли.
Он оказывается отделенным от общества стеной непонимания. Он не может и не желает быть вместе с людьми, которые искренности предпочитают лесть, самоотверженному служению Отчизне предпочитают занять теплые высокооплачиваемые чиновничьи кресла, любви предпочитают выгоду наживы.
Чацкому чуждо общество, где, чтобы добиться признания и наград нужно продемонстрировать не ум и достоинства, а покладистость и бессловесность.