Роман Тургенева «Отцы и дети» — наиболее известное произведение русской литературы ХIХ века, посвященное конфликту поколений. Само противоречие, однако, старо как мир, и вовсе не является открытием автора. Главным достижением писателя, применительно к этому произведению, следует считать всего лишь сосредоточение всех сюжетных линий в точке противостояния персонажей старого и нового времени.
Между прошлым и будущим
Жизнь любого человека и общественного образования состоит из прошлого и будущего, но реально существует единственно в настоящем. Суть любого поколенческого конфликта состоит в том, что «отцы», не имея долговременной перспективы, могут опираться исключительно на свое прошлое. «Дети», напротив, проектируют собственную жизнь по лекалам грядущего.
«Каждое новое поколение удивляется глупости предыдущего».
Базаров-сын искренне не понимает собственного, отца, когда тот говорит ему о важности опоры на веру. Вера кажется Евгению пережитком прошлого и ассоциируется с представлением об Илье-пророке, громыхающем колесницей по небесным хлябям во время грозы. Мир представляется ему не храмом, но мастерской. Любое, даже самое малое дело, для него бесконечно важнее изящного слова или парадоксального суждения.
Чтение Пушкина представляется герою романа не более чем потерей времени. Он полагает, с чем впоследствии соглашался и Чехов, что усилия следует направлять на облегчение реальной жизни русского мужика. Такие взгляды казались не во всем верными не только Базаров-отцу, но и автору романа.
Книга оканчивается смертью главного героя. Но будет ошибкой считать такой финал поражением Евгения Базарова. Пожалуй, более точной станет мысль о том, что Тургенев понимал: рождение и смерть свойственны не только людям, но и идеям.
Вечный конфликт
Предпосылки конфликта поколений более глубоки, нежели разность в возрасте и получение воспитания в реалиях разных времен. Времена, как известно, не выбирают.
Конфликт отцов и детей имеет в своей основе столкновение различных жизненных философий, противостояние несовместимых систем нравственных ценностей.
Человек – это существо, сочетающее в себе материальное и духовное начала. Борьба практицизма и идеализма не имеет завершения. Одна из сторон лишь временно одерживает верх и снова отходит на второй план.
Литература ХIХ века служит тому подтверждением. В «Горе от ума» Чацкий спорит с прагматизмом старших современников. И проигрывает. Базаров высмеивает идеализм отцов. И умирает. Петя Трофимов из чеховского «Вишневого сада» вновь бессильно противостоит практицизму Лопахина. И слышит стук топоров в саду.
Идеи, как и люди, стареют. Молодое и гибкое побеждает твердое и крепкое. И также гибнет в свой срок.
Наиболее глубоко эту проблему раскрыл Достоевский в романе «Преступление и наказание», который, казалось бы, посвящен совсем иным вопросам. Однако, убийство студентом Раскольниковым старухи-процентщицы, от которой и толку-то никакого нет уже на земле – это кульминация противостояния отцов и детей.
Конфликт вечен. Вечен и вопрос: насколько жестоко дети готовы искоренять жизненный уклад собственных предков?