В комедии Грибоедова много женских образов: Наталья Дмитриевна, княгиня Тугоуховская с дочерьми, Хрюмины бабушка и внучка, старуха Хлестова. Но все они не являются главными героинями и не описаны автором подробно.
Основное внимание Грибоедов уделил Софье и Лизе, сопоставив их характеры и судьбы.
Софья — это представительница дворянства, рано оставшаяся без матери и получившая воспитание своим батюшкой Фамусовым. Она получила хорошее образование, но чтение французских романов сыграло свою роль. Софья сентиментальна и жаждет любви. Но только отдаёт своё предпочтение Молчалину, который беден и не может быть ей мужем. Поэтому все встречи влюблённых проходят тайно. Это говорит о том, что Софья идёт против своего отца и это отличает её от многих барышень того времени. Они были в подчинении у своих родителей и находили женихов лишь из своего сословия. Грибоедов показал Софью, как незаурядную личность, которая стремилась действовать по велению сердца и ума, а не согласно принятым традициям.
В этом она схожа с Чацким. Но автор не даёт развития этой линии. Софья отдаёт предпочтение безропотному, слабому человеку, потому что остаётся частью дворянства. Муж-мальчик, муж-слуга подошёл бы ей для жизни.
В Софье скрыты и другие качества, которые проявились в тот момент, когда Чацкий плохо отозвался о её избраннике. Она становится жестокой и ещё раз предаёт Чацкого. Сообщив о сумасшествии Александра Андреевича, она уподобляется всем тем, кто был на балу и своему отцу.
Уничтожить того, кто неугоден, было присуще фамусовскому обществу. Только обман не может длиться вечно. В конце пьесы все встаёт на свои места и Софья наказана очень сильно. Молчалин её не любит, а лишь ради продвижения по службе завёл с ней связь и не прочь приударить за простой девушкой Лизой. Отец, узнав о непристойном поведении Софьи, готов сослать её в глубинку и лишить светского общества.
Судьба Софьи становится понятной. Она все же подчинится отцу и выйдет замуж за того, кто угоден Фамусову. Начало бунтарства и непокорности разбилось о стену лжи и притворства Молчалина. Параллельно образу Софьи, Грибоедов подробно прорисовывает Лизу.
Это простая русская девушка, которая служит в доме Фамусова. Но это уже другой тип служанки. Она в большей степени подруга и компаньонка для Софьи. Лиза обладает умом, хитростью, преданностью и на все имеет своё суждение, которое всегда оказывается точным. Можно сказать о том, что Грибоедов даёт свою оценку героям устами Лизы.
В отличие от Софьи она знает своё место и предназначение. Полюбить может лишь того, кто равен ей по сословию. Не разменивается по мелочам и не пытается устроить свою жизнь, упав в объятия Фамусову или Молчалину.
Она верная служанка своей барышни, помогает ей в обмане отца и устраивает встречи с Молчалиным. Хотя симпатизирует Чацкому, о чём и говорит Софье. Но та глуха к её замечаниям.
Судьба Лизы тоже понятна читателю. Она предвидит трагичный конец всей любовной интриги. Все так и случается. Лиза становится главной виновницей произошедшего. А как же может быть иначе? Она же служанка и ждёт её только ссылка в деревню, из которой её увезли ребёнком.
На примере Софьи и Лизы Грибоедов показал два разных характера и две разных судьбы. Сходство лишь в том, что и одна, и другая становятся жертвами фамусовского общества.