Произведение Грибоедова «Горе от ума» уникально тем, что автор использует в своей пьесе большое количество персонажей. На сцене мы видим лишь главных и второстепенных героев, но из уст каждого узнаём и о существовании других людей, которые стали идеалами для фамусовского общества.
Это внесценические персонажи пьесы. Грибоедов использовал эти образы, стараясь дать более полное представление о жизни людей в начале 19 века. Все персонажи разделены на два лагеря: высший свет «века минувшего» и новые люди, которые стали символами «века нынешнего».
К первому лагерю относятся Кузьма Петрович и Максим Петрович. Ими восхищается Фамусов, говоря уважительно об их заслугах и чинах, которые были получены не за ум и отвагу, а за услужливость и прогибание перед высшими чинами.
Для Молчалина идеалом становится Татьяна Юрьевна, устраивающая великолепные и богатые балы. Его удивляет то, что Чацкий с ней незнаком и не горит желанием это сделать. А для Молчалина — это шанс получить возможность хорошей жизни и карьерного роста. Татьяна Юрьевна становится символом праздной и бесполезной жизни общества века минувшего. Восхищается Молчалин и Фомой Фомичом лишь потому, что все другие представители высшего света им восхищаются.
Ярко представлены и помещики-крепостники, которые издеваются над своими слугами и крепостными. Фамусовское общество говорит о них с уважением. Ведь это были представители тех крепостников, которые являлись примером для подражания.
Если бы Грибоедов не ввёл всех этих персонажей, то читатель и зритель не увидел полной картины происходящего в то время. Люди не узнали бы себя и не получили того урока, на который рассчитывал автор.
И если комедия создавалась как сопоставление одного поколения другому, то нельзя обойтись без символических образов другого лагеря. Это были молодые люди, которые жили своим умом, а не устоями и традициями дворянства.
Вспоминают двоюродного брата Скалозуба, оставившего службу, увлёкшегося книгами и уехавшего в деревню. Он не хочет выслуживаться ради того, чтобы выгодно жениться. Это человек нового времени, который стоит на начальном этапе данного пути и в чем-то схож с Чацким.
Но есть в пьесе и пародия на новую молодёжь, которая относит себя к членам тайного союза. Все их дела — это лишь пустой шум и сотрясание воздуха. Таких людей было много и автор не мог не указать на них. Внесценические образы позволили Грибоедову создать полную картину того общества, в котором он жил сам.
Не выходя за пределы сцены, автор смог раздвинуть границы пьесы до масштаба всей России, показав всё в ярких красках.