Николай Васильевич Гоголь по праву считается писателем, стремящимся, по словам В. Брюсова, к «вечному и бесконечному». Его художественная мысль тяготела к широкому обобщению с целью нарисовать полную картину жизни русского общества.
Как известно, замысел «Ревизора» заключался в том, чтобы «собрать в одну кучу все дурное в России… и разом посмеяться над всем». Так что город в пьесе великого мастера – это «сборный город всей темной стороны».
Уездный город N в лицах
Комедия представляет разные стороны российской действительности, самые различные слои населения. Чиновничество – это Сквозник-Дмухановский, помещичье сословие – Добчинский и Бобчинский, мещанство – Пошлепкина, купечество – Абдулин. Такой выбор персонажей не случаен. Гоголь стремился максимально включить в действие все стороны городской жизни и управления обществом. Причем, изображая своих персонажей, автор, прежде всего, обращает внимание на их духовные и нравственные ценности.
Земляника – руководитель городских богоугодных заведений, в которых люди мрут, «как мухи», что его совсем не трогает. Ляпкин-Тяпкин – главный судья уездного города, за всю жизнь прочитавший 5 или 6 книг. Полиция – воплощение хамства и грубости. Полицейский Держиморда без стеснения заходит в лавки купцов и берет там то, что хочет. Почтмейстер Шпекин без зазрения совести читает чужие письма…
Но всех этих людей объединяет использование власти в корыстных целях. В городе не существует понятия общего блага. Везде царит несправедливость, творятся бесчинства, процветает праздность. Взяточничество для чиновников – нормальное явление. Они даже гордятся тем, что берут мзду. Поэтому в глубине души эти люди уверены, что приезжий ревизор, несомненно, примет их подношения.
Изображение города N как собирательного образа комедии
Город в комедии изображается и через бытовые подробности ремарок, и глазами его «хозяев». Таким образом, читатели произведения знают о реальных улицах с кабаками и нечистотами, о гусях, которые свободно гуляют по приемной суда.
Чиновники практически ничего не меняют, даже зная о приезде ревизора. Городничий лишь приказывает немного приукрасить присутственные места, поменять колпаки у несчастных больных и поставить соломенную веху близ свалки мусора для «планировки».
Уездный город N поражает своей чудовищностью из-за разобщенности людей, отдаленности их от истинного смысла жизни. У них одна страсть – приобретение: богатства, чинов, положения в обществе, власти. А это ведет к деградации человеческой личности.
Город в «Ревизоре» — образ собирательный. Причем, это не отдельный островок порока. Гоголь показывает его таким образом, что читатель понимает, что в России нет места, где бы жизнь проходила по другим законам.