Невозможно представить художественную книгу без средств выразительности. Литературоведы определяют их как стилистические фигуры, которые используются для усиления выразительности и эмоциональности речи. Богатая стилистическими средствами книга никогда не оставит читателя равнодушным, ибо их задача – привлечь внимание и вызвать определенные чувства.
Существуют различные типы классификаций средств выразительности. Наиболее удобной и традиционной считается трехступенчатая классификация, в которой выделяют следующие уровни:
- лексический
- лексико-синтаксический
- синтаксический
К средствам выразительности лексического уровня относятся:
- Гипербола – художественное преувеличение.
Вот в Риме, например, я видел огурец.
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору. (И. Крылов)
- Ирония – фраза, истинный смысл которой противоположен ее форме.
Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. (И.Ильф – Е. Петров)
- Литота – художественное преуменьшение, так называемая «обратная гипербола».
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)
- Метафора – фраза, которая имеет переносный смысл и базируется на аналогии или сходстве.
В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин)
- Метонимия – слово или фраза, которое заменяет другое, и основано на смежности этих понятий.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
- Олицетворение – присвоение человеческих черт неодушевленным предметам, явлениям, феноменам.
Тянулись тихо дни мои. (А. Пушкин)
- Синекдоха – вид метонимии, когда часть представляет целое.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
- Эпитет – описательное слово или фраза, которая выражает определенное качество.
Я помню чудное мгновенье. (А. Пушкин)
- Оксюморон – совмещение противоположных понятий.
С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
- Аллюзия – отсылка к известной личности, событию или предмету.
Вся в цветах, как «Весна» Боттичелли. (А. Ахматова)