"Мастер и Маргарита" — это не просто роман М.А. Булгакова, это центральное произведение всего его творчества.
Этот роман интересен не только своим содержанием, но и самим процессом написания. Впервые он был начат в 1928 году, но когда дело дошло уже до 15 главы, в 1930 году, Булгаков собственноручно его уничтожил. А потом через три года снова взялся за написание этого романа. Первые годы он брался за роман урывками, и писал его очень долго, а начиная с 1937 года, когда автор был уже смертельно болен и полноценно писать не мог, он надиктовывал роман своей жене — Елене Сергеевне. Работа в последние годы касалась только разных правок и учитывая, что правки дошли лишь до второй главы по причине кончины автора можно говорить о том, что скорее всего это не завершенный роман. В архиве М. А. Булгакова имеется восемь редакций романа.
Не менее интересная история и с названием произведения. Впервые название "Мастер и Маргарита" появилось лишь в 1937 году, когда автор уже практически повторно завершил работу. Были ещё варианты названия, которыми автор хотел акцентировать внимание именно на образе Воланда — "Чёрный маг", "Консультант с копытом", "Копыто инженера".
Впервые роман был опубликован в журнале "Москва" и лишь в 1966 — 1967 г.г.. На романе стоит дата написания 1928 — 1937 г.г.
Действие романа начинается на Патриарших прудах в Москве, куда заглянул Сатана со своей свитой. Воланд в течение 4 — х суток карал непорядочность и глумливость в булгаковской Москве. Такая встреча с нечистой силой переворачивает наизнанку всё и всех, обнажает всех этих Латунских, Берлиозов, Никаноров Ивановичей. Однако все мишени Сатаны строго ориентированы авторской этикой, не затронул он никого, кто живёт по чести.
Не страшен дьявол и любимым героям автора, ведь в романе живёт и другая вера — вера в настоящего человека. Таким является Мастер, создавший роман о Христе, который, кстати, далек от религиозности в обычном смысле.
Это не просто произведение — это роман в романе, собрание этических противоречий, решением которых должен быть занят каждый живущий на нашей планете. Эти "два романа" повёрнуты друг к другу зеркально, художественное целое рождает игра параллелей, которая и соединяет быт и легенду в обыденную жизнь человека.