Происхождение добра и зла, их противостояние друг другу – вечные темы религии, философии и литературы.
Многоликое зло
Существует мнение, что пришествие Воланда для наведения порядка в Москве, отражало точку зрения автора о невозможности установления привычных моральных ценностей в постреволюционной столице иными способами. Но, возможно, Булгаков намеревался лишь акцентировать внимание на многоликости зла, которое в России того времени совершалось под прикрытием благих лозунгов о равенстве и братстве.
В этой части романа истоки зла, по большей части, имеют социальную почву, что подтверждает и Воланд, называя москвичей нормальными людьми, испорченными квартирным вопросом. Но параллельный евангельский сюжет указывает читателям на то, что зло не может быть большим или меньшим. Зло остается всегда самим собой, и лишь масштаб событий делает его последствия менее или более гнусными.
Поступок Пилата ничем не лучше предательства Иуды – поскольку они оба ведут к распятию на Голгофе. Дальнейшая месть прокуратора Иуде ничего не может исправить, поскольку человеческие поступки необратимы. В случае с Иисусом воскрешение нарушает естественный ход событий, но вовсе не служит оправданием малодушия. Обычному человеку воскрешение не гарантировано. Даже Мастер заслуживает за свои деяния не более чем покой.
Ничего не просите
В романе два основных источника противостояния злу – Маргарита и свита Воланда. Мастер чересчур погружен в свой роман, противодействие для него – это тоже зло.
А гений и зло, как утверждал Пушкин, две вещи несовместные.
Маргарита – это воплощение тезиса о том, что добро должно быть с кулаками. Но ее безрассудные поступки – это отмщение за любимого человека. Для себя самой она не хочет никакой выгоды, кроме любви и счастья Мастера. Но и этим она готова поступиться ради прощенья безумного поступка Фриды.
Добродетель побеждает терпением. Даже добро, имеющее кулаки, никогда ничего не должно просить для себя. Сами предложат и сами всё дадут.