Одной из особо глубоких и основных тем мировой литературы является извечное противостояние злых и добрых сил. Каждый автор представляет эту борьбу по-своему, и ни одному из них никогда не удастся исчерпать ее до самого конца. Данная тема отлично освещена в одном из гениальнейших и лучших романов всех времен и народов «Мастере и Маргарите», опубликованном лишь после смерти автора, коим является Михаил Афанасьевич Булгаков.
Этот удивительный философский роман, смысл которого раскрывается не каждому читателю и отнюдь не сразу, изучать нужно особо внимательно, вдумываясь в реплики каждого из героев. Читать его советуют несколько раз, но в разном возрасте, ведь только тогда становится понятно, что это своеобразное послание, завещание Булгакова потомкам, в котором можно найти множество подсказок на волнующие многих вопросы о добре и зле.
В романе, который писался автором более двенадцати лет, протянута неразрывная нить между далеким прошлым и современной для Булгакова жизнью. Однако, как в прошлом, так и в настоящем времени, по предположению автора, борьба добра со злом ни на миг не утихает, так как окончательной победы ни одна из сторон добиться не сможет никогда.
Главным олицетворением добра здесь является Иешуа Га-Ноцри, а роль злого героя играет Воланд. Оба персонажа, будто неразделимо связаны друг с другом, их спор и разномыслие не покидает их ни на мгновение, вот почему действие книги внезапно перемещается то в самое начало новых времен, то в Москву начала 20-го века. Этим Булгаков, должно быть, хотел поведать о том, что добро и зло не могут существовать раздельно, обе силы одинаково могущественны и вечны.
Иешуа Га-Ноцри — образец чистоты, истины, благодеяния, всепрощения и любви ко всему живому. Иешуа является главным героем, о котором рассказал в своем произведении Мастер. А это значит, что Мастер посредством произведения искусства желал показать свое противостояние обществу, в котором правят нечестные, лживые, трусливые и бессовестные люди. Следовательно, Мастер также является олицетворением добра в романе Булгакова. Печально то, что Мастер не смог дойти в своем противостоянии до конца, он попросту сдался, столкнувшись с лицемерным обществом лицом к лицу, а поэтому его заслугой является лишь покой, но не свет.
Воланд — абсолютное зло, дьявол, в которого общество отказывается верить, ровно, как и в Бога. Однако, даже злые силы зачастую справедливы и честны с теми людьми, кто этого действительно заслуживает, именно это становится очевидным, после прочтения романа. Воланд прибыл в Москву лишь с одной единственной целью — восстановление нарушенного в пользу зла равновесия. Он был призван также для того, чтобы заставить общество вспомнить о том, что зло порождает лишь зло, а также о существующем во вселенной законе возмездия. Он справедливо карает людей за их слабости и пороки, однако он помогает влюбленным Мастеру и Маргарите вновь обрести друг друга, потому что их любовь искренна и всемогуща.
Я полагаю, что роман «Мастер и Маргарита» — это обращение автора к людям, его послание нам. В нем повествуется о том, что каждый человек обязан задумываться об ответственности за все совершенные им деяния, какими бы они ни были, плохими или же хорошими, ведь именно наши поступки тянут нас вниз, или же наоборот, делают наши души возвышеннее и светлее.