Сочинение на тему «Добро и зло: вечная борьба (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Иоганн Гёте «Фауст»
Вечная борьба.
Михаил Афанасьевич Булгаков неординарно подошел к теме противостояния добра и зла в своем гениальном, многоплановом романе «Мастер и Маргарита». Мы не увидим на страницах произведения черно-белый мир, где Сатана с пристрастием пытается развратить праведников, выдумывая зловредные козни и испытания, в погоне за их чистыми душами. Он не потворствует злым и нечестивым людям в их темных делишках. Про Воланда не скажешь, что это обезьяна бога.

Воланд и его сопровождение — шайка симпатичных злодеев и плутов, терроризирующих «почтенную» советскую публику, выявляя их пороки и наказывая за недостойные слабости. Это проделывается с виртуозностью и изяществом настоящих мастеров своего дела на потеху читателя. Можно вспомнить, как они разделались с обитателями нехорошей квартиры, или какой концерт учинили в театре Варьете! Это настоящие артисты, призвание которых карать грешников.

Зато Дьявол у Булгакова уважает честь и благородство, ценит правду и несет в мир справедливость и гармонию. Он воздает всем по их заслугам, не смотря на земные чины и награды. Мистическое зло в романе действует в согласии с добром и является его продолжением и помощником. То есть конфликта между Сатаной и Богом не происходит. Вот как об этом говорит автор устами Воланда в короткой беседе с Матфеем:

«что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
Что есть настоящее зло?
Тем не менее конфликт в романе есть. И это конфликт между злом мистическим и злом реальным, действительным, которым опутана вся жизнь в стране, где чего ни хватишься, ничего нет: ни Бога, ни Дьявола. Жизнь Мастера сломали и изуродовали не силы тьмы, а обычные люди. Люди, душащие свободу творчества, все эти критики Латунские, литераторы Лавровичи , которые лучше знали о чем можно, а о чем нельзя писать романы — это настоящее зло, которому противна любая попытка свободного творчества, проблеск таланта и интеллекта, не включенные в канву новой советской идеологии. Они довели Мастера до «дома скорби».

Надо сказать, что сам автор, как и его герой, не имел возможности публиковать роман, даже не пытаясь бороться с советской цензурой, писал свои великие произведения в стол. Роман был готов до 1940 года, а увидел свет благодаря его жене, Елене Сергеевне Булгаковой, только в 66 году, во времена «Оттепели». Двадцать шесть лет, после смерти своего «Мастера» она хранила рукописи романа и при первой возможности дала им жизнь.

Злом для Булгакова были те люди, которые, как черт из табакерки, вылетели из жерла революции и стали «править бал» не только в вопросах идеологии и культуры, но и повсеместно, превратив Великую Россию в безликий конторский чванливый Советский Союз. Точнее лицо у него было, и даже не лицо, а голова. Голова, принадлежащая покойному Берлиозу, воинствующему атеисту, черепу которого, иронией судьбы суждено было стать кубком на бале Сатаны.
А самым подходящим местом для талантливого писателя в СССР оказался сумасшедший дом. Беда в том, что даже сам Мастер смерился с этим, утратив волю и само желание творить. И лишь Воланд расставляет все по местам. Дает Мастеру свободу, воссоединяет его с любимой, и, по просьбе Иешуа, берет их с собой в «покой». «Света» влюбленные не заслужили, но он им и не нужен, главное, что теперь он вместе.

maximios
Оцените автора
Сочинения