Образ Плюшкина, описанный Николаем Васильевичем Гоголем – один из самых ярких и удачных в произведении «Мёртвые души». Это был образованный и неглупый человек, хороший хозяин. У него была жена и трое детей. Однако после смерти жены и отъезда детей он изменился до неузнаваемости. Плюшкин стал посмешищем, больной личностью, отказался принимать участие в жизни своих детей и внуков. Героя полностью поглощает жадность. Он начинает собирать всякий хлам, не стесняясь даже воровать у своих и без того бедных крестьян. Тянет всё в дом, в общую кучу, где уже и так валяется множество ненужных вещей.
Деревня разорена, усадьба разрушена, как и душа героя. Об этом можно судить по описанию дома, стоящего местами в один этаж, а местами в два. Окна заставлены или забиты досками, бревно старое и тёмное, крыши похожи на решето, ворота покрыты плесенью – дом выглядит дряхлым инвалидом. Он своим видом даже похож на хозяина. Внутри лишь потрёпанная да ветхая мебель, старые картины, кругом царит опустение и разруха. Всё говорит о том, что герой давно позабыл об этой усадьбе, ничто ему не интересно.
Маленькие глазки, худощавое лицо, длинный подбородок – таким видим мы этого человека. Одет он бедно и грязно, на нём засаленный разорванный халат и тряпка на шее. Плюшкин выглядит настолько ужасно, что Чичиков при встрече принимает его за ключницу. Тот признаётся, что скорее принял бы героя за нищего, нежели за помещика, имеющего восемьсот душ. Всё это даёт нам понять, что Плюшкин давно уже не богатый помещик, а оторванный от жизни человек, живущий в своём непонятном мире. Жадность Плюшкина достигла громадных размеров. Он не знает ни границ, ни пределов. Ничто не может остановить его от маниакального накопительства.
В произведении автор даёт понять, насколько могут быть губительны последствия такого поведения. Жизнь становится бессмысленной и бесполезной. Если не держать себя в руках, то такая участь может постигнуть любого, даже неглупого человека и хорошего семьянина, каким был наш герой.