В своей поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь задумал показать сатирический образ поместного строя современной ему России. Он решил вскрыть те проблемы, которые были ему видны, омертвление душ чиновников и помещиков, их духовную деградацию. В образах, воссозданных им, прослеживается возрастающая степень величины упадка каждого персонажа и это видно не вооруженным взглядом.
Манилов
Это человек, который на первый взгляд может даже вызывать некоторую симпатию, но при ближайшем рассмотрении мы видим, что он занят философствованиями и бесплодными мечтаниями, при этом в его родном хозяйстве царит разруха и беспорядок. Гоголь намеренно акцентирует внимание на приторности его речи и на уровне интеллектуального развития.
Коробочка
Помещица Коробочка предстает уже в ином виде, и у нее нет той внешней привлекательности, которая была у Манилова. Это абсолютно корыстный человек, который даже не понимая сути сделки, все же боится продешевить и потерять на «мертвых душах». После окончания эпизода с ней, Гоголь все же утверждает о шаблонности ее натуры, и о том, что она ничем не отличается от более аристократичных светских дам.
Ноздрев
Это типичный гуляка, который не умеет вести хозяйство и, в общем, не имеет к нему никакого интереса. Ему больше приятны карточные игры, постоянный загул, склочничество и сплетни. Он легко может перейти грань общения и дойти до рукоприкладства.
Собакевич
Это наиболее хозяйственный помещик, страдающий чревоугодием. Он меньше всего доставляет трудностей для Чичикова, так как имеет деловую хватку, хозяйство ведет отлично и знает каждого из умерших крестьян.
Плюшкин
Вершиной мозаики помещичьих образов является самый богатый из них — Плюшкин. Мы видим его путь от успешного и бережливого хозяйственника до несусветного скряги, который страдает манией подозрительности, не доверяя никому. Избы в его деревне пришли в упадок, а его собственный дом обветшал.