На теме понимания поэта и поэзии сосредотачиваются большинство лириков, каждый трактует ее по-своему. В творчестве Бориса Пастернака в зарифмованных строках тоже можно встретить мысли, посвященные этой теме. Глубокое философское размышление с неподражаемыми сравнениями определили свою нишу в его стихах.
У Пастернака можно прочитать стихотворение «Определение поэзии», где автор рассматривает поэзию как «щелканье сдавленных льдинок», «двух соловьев поединок», «сладкий заглохший горох» и даже как «круто налившийся свист».… Достаточно неожиданные сравнения, создающие удивительный образ ценности лирики, при помощи богатства литературного языка. Исключительно порядок слов в стихах позволяет создать бесценный дар, именно в них находится «Всё, что ночи так важно сыскать на глубоких купаленных доньях». Поэту не терпится «звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях», правда, есть опасения быть непонятым и не услышанным, и с горечью замечает, что «вселенная — место глухое». В данном стихотворении Пастернак словно предчувствует неверную в будущем трактовку своей поэзии, которую люди будут воспринимать с трудом.
В лирическом стихотворении, таком как «Поэзия», описана роль поэта и назначение поэтического творчества, где человек и мир неразделимы, а искусство, как и все другое, имеет начало:
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена,— струись!
Опять же использован уникальный образ, соответствующий реальности.
Стихи Пастернака трудно усваивать, но они очаровывают точными формулировками, говорят о многообразии духовного мира поэта, его стеснительности. Так, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» мы можем увидеть свод правил, которых должен придерживаться творец. Человеку не нужно трястись над своими произведениями. А «жить стоит без самозванства, так жить, чтобы в конце концов» быть признанным будущим поколением, а не пылиться на архивных полках. Здесь же наиболее ярко определена «цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Борис Пастернак просит не распылять свой талант на власть и достаток, лишающие его «быть живым, живым и только, живым и только до конца», губящие искренность, которую поэт делает единственной ценностью в процессе творчества.
Таким образом, Пастернак соотносит себя с миром, он искренен в своих стихах. Поэт и поэзия для него единое целое, а обратной стороной единства является смятение и ожидание признания таланта.