«Мертвая природа» – так переводится значение слова «натюрморт». Этот жанр было принято считать второстепенным в искусстве. Но в работах Петра Кончаловского неодушевленные предметы как будто оживают. Подтвердим свои слова, обратившись к его работе «Сирень в корзине».
Цветочный букет занимает все пространство картины. И даже выходит за ее границы. Сирень разбросала свои тяжелые гроздья и распростерла их к зрителю, пытаясь завладеть всем его вниманием.
Этот пышущий жизнью букет нельзя не заметить. Лиловые, розовые, белые соцветия сочны и броски. Зеленые листья весеннего кустарника – свежи и упруги. И хотя мастер не прорисовывал в деталях каждый лепесток и листики веток, его картина необыкновенно реалистична.
Такова и была задумка художника: сделать акцент именно на только что собранных в саду цветах. Показать буйное цветение, красоту пробудившейся природы – вот в чем состояла задача автора. И чтобы не отвлекать зрителя от пестрого цветочного букета, он сделал унылыми и блеклыми и поверхность стола, и фоновую стену. Даже корзинка из лозы, в которой стоит букет, лишена ярких красок.
Чтобы придать неодушевленным предметам такую живость и динамичность, П. Кончаловский применял особую технику. Именно поэтому живописец считался признанным мастером натюрморта.