П. Кончаловский известен как мастер портретов и натюрмортов. Перед нами его «Сирень». Белые и розово-фиолетовые цветы стоят на столе у стены в небольшой плетеной корзинке. Видно, что букет свежий, и еще несколько часов назад эти лиловые грозди украшали пышный куст в саду. В растениях еще чувствуется сила и жизнь. И хотя автор картины не вырисовывает детали каждого листка и лепестка в отдельности, цветы выглядят абсолютно натурально и реалистично.
Ваза в виде плетеной корзины, стол и стена в этом цветочном натюрморте – в темных невзрачных оттенках. Художник умышленно выбрал такие неброские цвета для фона, чтобы обратить внимание зрителя только на ветки сирени. Именно они композиционный и эмоциональный центр картины. Видно, что сочные цветовые пятна неспокойны, их цветение буйно и безудержно. Гибкие ветви будто вырываются из крепких объятий корзины, которая сдерживает натиск их природной энергии.
Даже при быстром взгляде на это произведение ощущается высокое мастерство художника. Кажется, что срезанные ветви живые, что они рады цвести и дарить позитив людям, несмотря на скорое приближение увядания, а значит и гибели.
Букет впечатляет зрителя не только своей природной красотой и мощью цветовой гаммы, еще он источает тонкий сладковатый аромат. И мастер кисти сумел донести это благоухание сквозь полотно своей работы до зрителя.
Жизнь, яркий праздник, безумие сил природы, борьба – вот то, о чем хотел сказать живописец в своем произведении. Благодаря новым образам и техническим приемам незаурядного русского и советского художника П. Кончаловского, натюрморт пережил новый период расцвета и стал равноправным жанром изобразительного искусства.