Перед нами полотно замечательного русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Можно долго смотреть на просторы матушки природы. Её сказочная красота никогда не надоедает, а, наоборот, желание видеть перелив цветов увеличивается с каждым мгновением.
Так и Левитан, создавая своё произведение, был восхищён богатством осени. Художник любил все времена года, ведь в каждом из сезонов есть свой особый колорит. Но то, как он передал натуральность осеннего пейзажа, восхищает и вызывает чувство уважения.
Вглядываясь в детали пейзажа, забываешь о том, что перед тобой картина. Возникает ощущение, что сидишь на берегу этой маленькой речки, которая неторопливо течёт вдоль берёзовой рощицы и отражает в себе голубое чистое небо.
На улице ещё тёплая осенняя погода, которая свойственна периоду «бабьего лета». Возможно, это середина сентября. Листья на берёзах имеют яркий жёлтый окрас, трава пестрит переливом золотисто-коричневых оттенков. Но и зелень ещё пробивается в этом ансамбле цветов. Осень ещё не перешла в стадию дождливой и унылой поры.
Этот период осени мне нравится своей необычностью и красотой. Когда ещё можно увидеть такое богатое платье природы? Это и жёлтые берёзы, растущие по обоим берегам речки, и зелёные ивы, склонившиеся к земле, и переплетение жёлто-коричневой травы на просторах всей долины. Присутствует и зелёный цвет лета. Это всходят озимые, которые радуют глаз своей свежестью.
На переднем плане художник чётко прорисовывает линии каждой берёзки. На левом берегу речки мы видим молодые деревья, которые шумят жёлтыми листочками и постепенно скидывают их на землю. Лёгкий ветерок обдувает деревья и траву. Кажется, что и сам чувствуешь его тёплое прикосновение. Небо уже расположено ближе к земле, но оно ещё светло-голубое. Нет ни одного намёка на то, что скоро начнутся проливные дожди. Лишь только лёгкие белые облака парят ближе к горизонту и вызывают ощущение, что это горы возвышаются далеко за лесом.
Приятно прогуляться в такую погоду по осеннему лесу. В этот период я люблю пройтись и пошуршать опавшей листвой. Такое занятие по душе любому человеку.
Рассматривая картину, можно сделать вывод, что Левитан любил это состояние природы и хотел передать зрителю все свои ощущения. Он прорисовал все детали полотна настолько чётко, что даже на заднем плане можно рассмотреть без труда все элементы: зелёное поле, окраину деревни, расположенной на возвышенности, берёза возле поля, отличающаяся своим ярким окрасом.
Обращает внимание и такая деталь, что на правом берегу в центре полотна растёт одна берёзка. На общем фоне уходящей зелени она является ярким пятном и символизирует борьбу лета и осени. Только осенние краски уже проникли на правый берег и постепенно вся природа окраситься в золотистые тона.
Это состояние природы не вызывает грусти. Ведь каждая пора прекрасна сама по себе.