Исаак Ильич Левитан – знаменитый художник конца XIX века. Он был меланхоличным и глубокочувствующим человеком, что отражалось в его картинах. Исаак очень любил природу родного края, а меланхолия природы – осень. Именно поэтому осень была любимым временем года, которое чаще всего отображал художник.
Пейзаж «Осенний день. Сокольники» создан автором в 1879 году в Салтыковке, куда он был выслан из Москвы как еврей, гонимый властью. Это было самое трудное время в его жизни и произведения, написанные в этот период, были наполнены грустью и тоской. «Осенний день» – одна из самых ярких работ автора. Кроме того, это единственный его пейзаж в котором присутствует человек. Так как Левитан не писал людей, то женщину в черном по его просьбе написал его товарищ, брат А.П. Чехова Николай.
Эта фигура не портрет, а лишь дополнение пейзажа. Маленькая женщина подчеркивает величие и могущество природы. Стройный силуэт в черном платье на пустынной аллее, окруженной высокими соснами под всеобъемлющим небом, олицетворяет грусть, одиночество, подавленность. Произведение пронизано безысходностью и непреодолимой тоской, которой так часто предавался Исаак.
Левитану повезло. В 1880 году на студенческой выставке картина «Осенний день» была оценена и куплена Павлом Третьяковым. Именно с этого периода начинается расцвет творчества художника и его всемирное признание.
И в один из лучших периодов его жизни, в 1895 году в усадьбе Турчаниновых «Горка» была написана картина «Золотая осень». Она принципиально отличается от «Осенний день. Сокольники» своим настроением. Теперь преуспевающий художник изображает сияющую обилием цвета, солнца и жизни осень. Все многообразие оттенков осенней листвы от желтого до красного радует глаз, навевает приятные чувства. А зеленеющее вдали поле взошедшей озимой пшеницы отражает надежду на будущее и желание жизни.
Вот так по-разному эмоциональный художник отражает осень. Две противоположности, два полюса, два настроения. Их непохожесть лишь подчеркивает талант и глубокие душевные переживания творца.