Аркадия Пластова называют классиком советской живописи. Отличительная особенность его произведений – яркость, красочность, эмоциональность, целостность. Его картины образны и выразительны. В них нет противоречия, напора, внутреннего напряжения, типичных для многих произведений ранней советской живописи.
Основная тема Аркадия Аркадиевича – быт, труд, простые люди в своей естественной обстановке. «Саню Маликова» художник написал после окончания ВОВ. Очевидно, изображенный мальчик пережил годы войны. Он типичный представитель детей возрождающегося Союза.
Черный фон подчеркивает бледность мальчика. На картине он символичен. Это то прошлое – тяжелое, темное, которое было у многих советских ребят. Совсем недетские трудности, тягости, недоедание, возможно, необходимость трудится. Худые щеки и пальцы, свитер грубой вязки подтверждают это предположение.
Нечеткие, неаккуратные мазки, которые рисуют его тело, волосы, сидящую на коленях собаку призваны подчеркнуть главную деталь картины – глаза мальчика. Взгляд Сани наивный и серьезный. Он как будто заглядывает в глаза зрителю с интересом и немым вопросом. Для взрослого это проверка, повод обратиться к самому себе: «А что я сделал для того, чтобы у этого мальчика было счастливое будущее в новой стране?».
Собака, изображенная на руках Сани, показывает, что ребенок не утратил доверчивость, способность любить, дружить. Он смотрит в будущее с надеждой, он уже многое умеет, ценит по настоящему важные вещи.
Несмотря на то, что послевоенные годы давно прошли, картина и сегодня актуальна. Она заставляет задуматься, и вместе с тем ставит цели, она показывает ребенка – основную ценность в любой стране.