Картина художника А. А. Пластова «Саня Маликов» была написана сразу после окончания Великой Отечественной войны. На ней изображён мальчишка. Из названия картины нам известно, что его зовут Саня Маликов. Точный возраст Сани определить сложно, но можно предположить, что ему лет двенадцать. Он сидит на стуле в тёмной комнате. Все краски заднего плана имеют тёмные оттенки, слегка разбавленные отблеском солнечного света из окна или горящей лампы. Нам этого не видно, но можно сделать такое предположение. Мальчик одет в тёмно-синий свитер. Возможно, на улице зима.
Свитер скрывает все части тела мальчика, даже шею. Но художник чётко прорисовал на всём тёмном фоне лицо и руку Сани Маликова. Именно на них он заострил своё внимание, стараясь передать людям, сколько горя и тягот пережил этот мальчик и все дети во время войны.
Бледное лицо и грустные глаза оттеняют каштановые волосы. Они являются самым ярким пятном на всём портрете. Саня смотрит глазами, наполненными глубокой скорбью и каким-то вопросом. Такой взгляд несопоставим с его возрастом. Но это стало нормой для всех детей, переживших голод, холод, потери близких и страх самой войны. Они до конца не верят в то, что все произошедшее уже позади.
Только Саня не обозлён и сердце его не стало холодным. У него на руках беззащитное создание — это маленькая собачка, породу которой сложно определить точно. Возможно, это помесь таксы с дворнягой. Худые руки мальчика заботливо прижимают собаку.
Возможно, что собака осталась самым дорогим существом на этом свете. И они нужны друг другу, чтобы преодолеть все предстоящие препятствия.
Портрет Сани Маликова вызывает смешанные чувства: это и радость за то, что мальчик вынес все тяготы войны и остался жив и нашёл себе верного друга; это и грусть оттого, что Саша в свои двенадцать лет вынужденно стал взрослее душой на целую жизнь.
А. А. Пластов задел очень серьёзную тему, создавая свой портрет. Он оставил потомкам напоминание о том, насколько сильным может быть русский человек, а особенно ребёнок перед лицом опасности.