Премьера пьесы «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя состоялась в 1936 году, но она не теряет свою актуальность и сегодня. До сих пор театры, в которых делают её постановку, собирают полные залы зрителей. А сама комедия вызывает всё такой же интерес у читающих её людей.
Данное произведение стало новаторским для своего времени, так как Н.В. Гоголь смог создать социальную комедию без любовной линии. В ней имеются намеки на чувственные отношения, например, ухаживания Хлестакова за Марией Антоновной и Анной Андреевной, но они являются скорее пародией. Новшеством стало отсутствие в «Ревизоре» положительных героев. Сам автор объяснял это тем, что единственный положительный персонаж его произведения – смех. Именно он должен был помочь читателям и зрителям понять все недостатки общества и сделать необходимые выводы. Композиция «Ревизора» довольно необычна. Сюжет начинает развиваться с первой же реплики Городничего, а финальная немая сцена ранее не использовалась в драматургии.
Переходя к анализу персонажей, можно сказать, что новаторством также стало то, что Н.В. Гоголь сделал главным героем глупого и ничтожного человека, склонного к паталогической лжи. Хлестаков настолько увлекается, начиная врать, что уже не может остановиться и выдает одну нелепицу з другой. Он не собирался выдавать себя за приезжего ревизора. Хлестаков наивно полагал, что все заискивают перед ним из-за того, что он прибыл из столицы и модно одет.
В своей комедии Николай Васильевич высмеял все проблемы российского общества того времени: взяточничество, пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство, зависть, хвастовство и глупость. Он показал, как они проявляются в различных сферах деятельности: в государственной власти, медицине, суде и других. Путаница с Хлестаковым возникла из-за поголовного чувства страха у чиновников. Все они боятся, что приезжий ревизор узнает об их неприглядных делах. В комедии представлен собирательный образ чиновничества. Государственные служащие воспринимаются как единый организм, так как они крайне похожи в своем стремлении к стяжательству и уверены в безнаказанности и правильности своих действий.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский во всем пытается найти для себя выгоду, но при этом в городе царит беспорядок. Он привык решать все проблемы с помощью взяток и вначале пугается, что Хлестаков их не берет. Когда выясняется, что мнимый ревизор от взяток не отказывается, городничий на время успокаивается. Не менее показателен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, страстно любящего псовую охоту и берущего взятки борзыми щенками. Он считает, что поступает правомерно и ничего не нарушает. В суде отсутствует какой-либо порядок, а сам судья некомпетентен.
Почтмейстер, любящий читать чужие письма, уверен в том, что поступает нормально. Попечитель богоугодных заведений Земляника содержит больницу в беспорядке и является подхалимом и доносчиком. Сплетники Добчинский и Бобчинский целыми днями заняты только собиранием слухов и считают себя крайне важными людьми. Все эти образы Николай Васильевич создал с одной целью – высмеять пороки российского общества и заставить его представителей задуматься над своим поведением.
Можно сделать вывод, что комедия «Ревизор» стала новаторской для своего времени и четко обрисовала все социальные проблемы, имеющиеся на тот момент. Она не теряет своей актуальности и сейчас, так как показанные в ней пороки продолжают отравлять жизнь нашего общества до сих пор.