Драматические реалии XIX века интересно раскрывает комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”. Это достояние русской литературы предоставляет нам на осуждение и сочувствие недостатки общества тех времён. Занимательные персонажи мелкого и крупного чиновничества, духовенства и судейства доступно излагают в своих диалогах актуальные проблемы общества: мошенничество, кумовство, взяточничество и обыкновенная лень. Автор намеренно использовал особый литературный приём: характер героев был понятен лишь с одной их фамилии. Среди прочих выделяются пристав Уховёртов или судья Ляпкин-Тяпкин. Но большую иронию составляет пересечение планов двух мошенников: мелкого чиновника Хлестакова и городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
Сюжет основан на событии, которое заставляет переполошиться весь город – приезде ревизора. Лень и воровство местных чиновников довели город до полного опустошения. Но главные герои-граждане города боятся такой большой птицы не из чувства стыда за содеянное, а из страха потерять награбленное. Потому они пускаются в столь опасное приключение. Городничий при помощи своих подчинённых пытается создать видимость приличного городка. И те, кто не поняли его намерений, подчинились из чувства страха. Среди таких героев купцы, которые постоянно страдали от своих жадных чиновников и испытывали неуважение со стороны градоправителя. Однако сделать против его воли ничего не могли. Ревизор, которым претворился Хлестаков, кажется всем вполне обычным. А точнее, таким же, как они. Жители города настолько были озабочены хлопотами о своём благосостоянии, что даже представить не могли абсурдность ситуации. Конечно, многие образы преувеличены при помощи гиперболы. Но это позволило нам понять, почему они так быстро не раскусили обманщика Хлестакова. И вот именно открытие правды становится кульминацией произведение «Ревизор», когда одновременно с этим приезжает настоящий проверяющий хозяйственных и финансовых дел города.
После прочтения комедии некоторых персонажей становится даже жаль. Особенно городничего Антона Антоновича. Он недооценил всю полноту ответственности, которая легла ему на плечи. Уверенность в своём здравомыслии, хитрости и расчётливом уме привела его к ошибке. Хлестаков в каком-то роде стал кривым зеркалом того общества, отразив все их недостатки в гигантских размерах и разбив мир градоправителя: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”. Но это прозрение, можно сказать, является свежей положительной ноткой в сюжете и очищает произведение от грязи и порочности героев.