Романтизм как литературное течение сформировался Германии в конце 18 века. Предпосылкой этому служила Французская революция и антипросветительское движение. Просветительство провозглашало новое прекрасное общество, новые общественные отношения. Но реальность оказалась от этого общества слишком далека. Неприятие этого общественного устройства находит отражение сначала в сентиментализме, а потом в предромантизме. В романтизме это противостояние выразилось наиболее остро. Коренным образом изменилось представление о роли человека в обществе. Многими умами овладела идея идея личности как самой большой ценности.
Поэтому центром романтизма как системы является личность и ее конфликт с обществом. Романтический герой – это индивидуалист. Его характер яркий и непокорный. Он одинок, находится в вечном состоянии борьбы с обществом, которое его не принимает. Центр внимания читателя – сложный внутренний мир героя, объясняющий его поступки. Романтизм принципиально освободил личность от всего земного. Каждая личность – это целая Вселенная, неповторимый мир. Окружающая личность среда может погубить ее, но не изменить.
Тема хаоса, безнадежности, страшного мира, торжества зла приобретает у западноевропейских писателей таких, как Байрон, Гофман, Гейне, космические масштабы. Романтизм же основывается на идее, бросающей вызов этому страшному миру – идее свободы. Путь романтического героя – это поиск идеала, абсолюта.
Романтизм в русской литературе отличается от западного романтизма многообразием течений и развитием идей Просвещения. Яркими представителями романтизма в России стали Жуковский, Рылеев, Батюшков, Кюхельбеккер, Баратынский. Особым характером отличается творчество Пушкина, в нем уже тогда прослеживаются зачатки будущего реализма.
После событий 1825 года начинается новый этап в развитии русского романтизма. Главную роль в нем играет Лермонтов – поэт, «разбуженный выстрелами на Сенатской площади». Его лирический герой – бунтарь с острым критическим взглядом на современность, защитник человеческих прав. Одной из отличительных черт романтизма является автобиографизм писателя в его герое. Так Лермонтова часто подозревают в том, что он списал своего Печорина с самого себя. Несмотря на то, что предисловием к роману автор отмел все подозрения, судьба писателя очень сходна с судьбой его героя.