Роман Булгакова начинается с видения величественного образа 1918-го, страшного второго года революции. Необычный, предельно очеловеченный взгляд на гражданскую войну изнутри. Картины ее то приближаются к читателю, то отдаляются от него. Главная нить повествования вьется вокруг Дома и Города. В уютном доме Турбиных зимой тепло, слышны родные голоса. Вечный город, красивый, залитый электрическим светом, истерзан обстрелами, загажен временщиками.
Здесь белые воюют с петлюровцами, а красные, немцы и другие воюющие группировки, остаются за гранью повествования. Печаль и сожаление от ужасов братоубийственной войны словно разлиты везде. Жестокая борьба враждующих стихий за власть затмевает все человеческие приоритеты, обесценивает жизнь отдельного индивидуума.
Офицеры белой гвардии показаны не в клишированном образе врага, карикатурными злодеями, а обычными людьми, со своим достоинством, сомненьями и страхами. Для белогвардейцев честь — стержень личного поведения, требующая верности отечеству, присяге. Это еще и товарищество, верность другим людям, обязанность защищать слабых.
Каждый по-своему старается сохранить честь, презрев личную безопасность. Алексей Турбин после отречения царя переживает от падения символа веры . Полковник Малышев распускает молоденьких юнкеров по домам из-за бессмысленности сопротивления. Най-Турс прикрывает отход мальчишки-юнкера пулеметом, Николка мечется по улицам, ищет близких, чтобы спасти их, не себя, от опасности. Видя Тальберга с дорожным чемоданом и лживой улыбкой, понимаешь, что бесчестье — это трусость.
Молитвой прощение пытается спасти автор правых и виноватых, павших рядом на поле брани. Невыносимы страдания и муки братоубийственной войны, справедлив "мужичонков гнев", но все достойны прощения и памяти. Когда в стране устанавливается новый порядок, надо сохранить мораль, пусть даже не христианскую, но основанную на человеколюбии, всепрощении и вере в счастье.