В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» перед нами предстают судьбы двух женщин: матери и дочери Огудаловых. Несмотря на близкое родство, героини совершенно не похожи друг на друга. Их диаметрально противоположные взгляды на жизнь приводят к трагедии.
Автор наделил героинь «говорящими» именами. В греческой мифологии харитами называли богинь веселья. Вот и Харита Игнатьевна «любит…пожить весело». Дом ее похож на цыганский табор. Она постоянно принимает гостей, пытаясь найти среди них выгодную партию для своей красивой дочери; не стесняется попросить у поклонников Ларисы материальной помощи. Она заставляет дочь любезничать с гостями, петь им романсы, льстить и притворяться.
В отношении своих дочерей-бесприданниц Огудалова выполняет роль кукловода. Как марионетками она распоряжается их судьбами, правда, ни к чему хорошему это не приводит. Старшая дочь была убита своим супругом – ревнивым кавказцем. Средняя оказалась замужем за шулером. Печальная участь уготована и Ларисе.
В переводе с древнегреческого языка «Лариса» означает «чайка». Чайка является символом свободы и духовного полета. Лариса Огудалова напоминает птицу, запертую в клетке, лишенную возможности взлететь. Девушке абсолютно чужд образ жизни ее матери. В отличие от Огудаловой-старшей, Лариса бесхитростна, ранима, открыта сердцем и очень эмоциональна. Ей противно притворяться и лицемерить. Но мать, которая видит в дочери лишь товар, отказывается ее понимать. Хариту Игнатьевну не интересует внутренний мир Ларисы. Она не возражает даже против того, чтобы дочь стала любовницей состоятельного мужчины, если это принесет выгоду.
В конце пьесы Лариса осознает, что для всех окружающих людей являлась лишь вещью: для матери – выгодным товаром, для горячо любимого Паратова – игрушкой, а для Карандышева – трофеем, которым можно похвастаться перед более состоятельными соперниками.
Выстрел ревнивого Карандышева прервал ее жизнь – жизнь чайки, так и не узнавшей полета…