А. С. Пушкин впервые в русской литературе создал образ "маленького человека" в своем произведении "Станционный смотритель". В дальнейшем в своем творчестве к этой теме возвращались Толстой, Гоголь, Чехов.
В своей повести Пушкин воплотил образ «маленького человека» в простом станционном смотрителе, которого зовут Самсон Вырин. Повествование начинается с описания тяжелой судьбы станционных смотрителей. Путешественники их бранят, пишут жалобы, иногда даже бьют лишь за то, что смена лошадей на станции есть не всегда. Злость и усталость, накопленную в поездках, проезжающие вымещают на смотрителях, которые ни в чем не виноваты. Ведь на самом деле смотрители люди смирные, готовые служить в любую погоду, встречая и провожая бесконечную череду экипажей.
Затем автор переходит к описанию жизни самого Самсона Вырина. В его судьбе представлены все вышеперечисленные трудности и невзгоды жизни станционных смотрителей. Главный герой — это бедный человек, который привык не ждать ничего хорошего от своей жизни. У него была одна радость — красавица дочка Дуня. Ее побег из отцовского дома вместе с гусаром Минским стал для Вырина огромным потрясением. Чувство вины и тоска по дочери подкосили здоровье отца.
Самсон отправился на поиски дочери в Петербург и обнаружил, что она живет с Минским в достатке и благополучии. Но Вырин не верит увиденному, он зовет Дуню домой, умоляет Минского отпустить его дочь. Гусар прогоняет надоедливого тестя. С горя Самсон начинает пить и за короткое время превращается из крепкого мужчины в больного старика. Он верит, что избалованный гусар Минский, наигравшись его дочерью, выставит ее на улицу. Вырин не допускал даже мысли о том, что богатый человек может полюбить простую девушку, не говоря уже о том, чтобы жениться на ней. Изводя себя тоской и оплакивая несчастную долю своей дочери, Самсон спивается и умирает.
Описывая жизненную трагедию "маленького человека", автор сочувствует ему и оправдывает ограниченность мышления Вырина условиями его жизни. Ведь если человек подвержен постоянным притеснениям и унижениям, то он уже сам начинает считать себя человеком низшего сорта и в состоянии мыслить лишь с позиции мученика и жертвы.