Тяжелая жизнь народа, запечатленная в картине В. Е. Маковского «Свидание»

Живописное полотно мастера жанровых сцен В. Е. Маковского «Свидание» отражает тяжелое положение российского народа в конце позапрошлого века. Сюжет поражает будничностью и печалью, приглушенные краски – мрачной атмосферой. На картине запечатлена встреча двух родных людей – матери и сына.

Мать, деревенская женщина, навещает ребенка, который, судя по всему, отдан на работу в город, подмастерьем в ремесленную мастерскую. По всем приметам, крестьянка бедна, путь был не близким и физически трудным. Об этом красноречиво повествуют детали: грязный узелок, дорожный посох, усталый вид, поникшая фигура и скорбь на лице. Крестьянская одежда – черный тулуп, длинная красная юбка, теплый бордовый платок, завязанный так, как это делают женщины в селах, отражают социальные особенности жизни в деревенской среде, и раскрывают трагическую тему в истории России, когда из-за голода и нищеты простые люди вынуждены были отправлять в город на заработки своих близких. Пригорюнившись, мать смотрит на голодного, изможденного мальчика, совсем еще ребенка, который сосредоточенно ест гостинец, румяный калач.

Жизнь маленького работника не сладкая, детство омрачено трудностями, полно лишений и физически тяжелого подневольного труда. Об этом говорит запачканная рабочая одежда, смуглые натруженные руки, босые грязные ноги, напряженная поза. Долгожданное свидание измученной матери с сыном лишено открытой, непосредственной радости, легкости. На обоих лежит несчастливая печать бедного, полуголодного существования и разлуки.

От интерьера веет мрачной, тягостной атмосферой безысходности, а темная красно-коричневая палитра подчеркивает драматизм сцены, вызывает безотчетное чувство тревоги. И только тепло-коричневый глиняный кувшин с водой, уютно стоящий на деревянной кадке, смягчает жесткость всей художественной композиции. На поверхности кувшина играют мягкие солнечные блики, льющиеся откуда-то из маленького тусклого окна в сумрачное помещение.

Несмотря на трагичность, картина художника-передвижника несет в себе невероятную энергию. Взгляд женщины, жадно прикованный к ребенку, как будто она хочет рассмотреть каждую черточку на его лице, наполнен сильной и горькой материнской любовью, надеждой и грубоватой крестьянской нежностью.

Картина написана резкими, крупными мазками, что стилистически подчеркивает грубую и безрадостную обстановку, которая окружает персонажей. В этой непритязательной жанровой картине чувствуется глубокий исторический и социальный подтекст, говорящий о несправедливости и тяжелом положении угнетенного народа в далекие времена.

maximios
Оцените автора
Сочинения