Моё отношение к картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Выдающийся художник Михаил Александрович Врубель нередко находил вдохновение к творчеству в русских народных сказках и былинах. Одной из таких работ стала картина «Царевна-Лебедь», выполненная в 1900 году.
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина — любимая сказка моего детства, именно поэтому картина Врубеля пробуждает к себе особое отношение.
Из истории создания
Существует не одна версия того, кто послужил автору музой.
Например, Н. А. Прахов сравнивал царевну со своей сестрой Е.А. Праховой, мать которой была в свое время возлюбленной мастера.
Но стоит вспомнить, что художник выступал в роли оформителя спектакля Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке А.С. Пушкина, главную партию в которой пела жена Врубеля Надежда Забела-Врубель.
Великая певица сыграла немаловажную роль при становлении образа царевны лебедя. Спектакль имел огромный успех, а Надежда Забела-Врубель стала олицетворением персонажа царевны в глазах публики.
На мой взгляд, Врубель написал собирательный образ, черпая вдохновение из разных источников, а его жена в значительной мере повлияла на написание картины.
Хотя многие опровергают ее причастность и внешне две женщины мало чем похожи, в них обоих присутствует схожая чарующая темная аура, тот же взгляд и те же черные как ночь волосы.
В эту картину был влюблен даже Александр Блок. Ее аналог висел у поэта в кабинете, ее образом навеяно целое стихотворение.
Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни — над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат…
Описание картины
Царевна Врубеля — прекрасное эфемерное создание, ее в полной мере можно назвать сказочной, о таких как раз говорят ни в сказке сказать, ни пером описать.
Пронзающий насквозь взгляд девушки на картине заставляет замереть на секунду и смотреть на нее в восхищении. Утонченные бледные черты лица, острые плечи, прикрытые полупрозрачной шалью, легкое платье, идущее вразлет, словно крылья лебедя — более удачного образа царевны нельзя придумать.
Вся картина дышит неуловимой воздушностью, и в то же время загружена темными тонами. Сочетание белого и стального серого с переливами серебристых оттенков создают ощущение ирреальности.
Легкая, почти прозрачная хрупкая девушка на фоне мрачного моря и тяжелых хмурых облаков создают ни с чем несравнимый контраст. Тем самым художник, мне кажется, хочет передать двоякую мысль: сколь хрупка царевна в своей беззащитной позе, и сколь сильна она, выдерживая все несчастья и невзгоды во враждебном ей мире.
Неповторимый стиль художника в переплетении со сказочным эпосом породило столь замечательную картину. Я думаю, «Царевна-Лебедь» является одной из лучших работ в творчестве М.А. Врубеля.