Пьеса «Вишнёвый сад» задумывалась А.П. Чеховым как комедия. Однако это не отменяет её драматический и даже трагический оттенок. И смысл её намного шире, нежели судьба семьи Раневских и непосредственная продажа сада. Именно поэтому не всё так просто с её героями.
С одной стороны, они обрисованы довольно карикатурно. Достаточно вспомнить Гаева, проевшего всё своё состояние на леденцах и адресующего возвышенные монологи шкафу или Епиходова, вполне заслужившего прозвище «двадцать два несчастья». Есть среди них и откровенно пародийные персонажи, такие как лакей Яша и горничная Дуняша: как бы они не старались, но ни ему не стать сверхчеловеком, ни ей – тургеневской девушкой. Или как гувернантка Шарлотта, чья собачка «и орехи кушает»: своим отношением к жизни она напоминает Раневскую. Есть здесь явное противоречие между возвышенными монологами, произносимыми героями, и реальным положением дел. Достаточно вспомнить слова о желанном труде, сказанные реально нигде не работавшей Аней. Или о том, как Пете «пятьдесят лет скоро. А он ещё студент».
Но с другой стороны, комические сцены чередуются с лиризмом и драматизмом. И вот уже перед нами Раневская – не глупенькая и пустая помещица, но страдающая женщина и мать. Вот Лопахин, который вынужден бороться с собой, ибо вишнёвый сад и старый уклад ему близок, но интересы бизнеса требуют своего. Вот Шарлотта, у которой за видимым спокойствием скрывается отчаяние и одиночество.
У каждого из героев своя драма. Смешное здесь мастерски соединено с серьёзным, прощание с проданным садом соседствует с бытовыми хлопотами. А прорывающееся по ходу действия лирическое начало как нельзя лучше гармонирует со звуком лопнувшей струны.