«Вишневый сад» — последняя, пьеса Чехова, которую он писал, уже не надеясь на излечение от тяжелой болезни. Будучи доктором, Антон Павлович давно знал о своем диагнозе, и совершенно осознано готовил распоряжения относительно имущества, остающегося после смерти. «Вишневый сад» — это тоже своеобразное подведение итогов.
Комедия в четырех действиях
Свою последнюю пьесу автор назвал комедией, хотя это не является строгим жанровым определением произведения. Скорее, это говорит о мироощущении автора, который уже одной ногой стоял в могиле.
Жизнь – это комедия в четырех действиях.
Об этом свидетельствует сама композиция пьесы и выбор персонажей. Здесь представлена юность в лице студента Пети и Ани, дочери главной героини. Зрелость олицетворяет предприимчивый Лопахин. Предзакатный возраст персонифицируют хозяйка сада Раневская и ее брат Гаев.
Таким подбором действующих лиц Чехов как бы повторяет загадку сфинкса, который вопрошал неосторожных путников:
«Кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?»
Ответ очевиден. Речь идет о человеке, ползающем в младенчестве, вполне бодро вышагивающем в расцвете сил, и опирающемся на клюку в преклонных годах. Именно эти три возраста человеческих устремлений олицетворяют герои «Вишневого сада».
Один только немощный слуга Фирс находится уже как бы за чертой. Он словно бы отдан на съедение сфинксу в наказание за неспособность дать ответ на загадку.
Комедия непонимания
У каждого возраста свое понимание счастья. Молодые надеются переделать мир по образу и подобию собственных представлений о справедливости. При этом они, правда, не обременяют себя никакими серьезными занятиями – вечно всего лишь готовясь к будущей жизни. Стареющие хозяева хотели бы оставить все без изменений. Не предпринимая, конечно, никаких усилий к спасению.
Один лишь Лопахин полон сил и устремлений. Его согревает и подвигает к действиям мысль о том, что совсем скоро он станет полноправным хозяином в доме, где его предки были рабами.
Каждый человек желает себе счастье. Но представление о счастье у каждого свое.
И кажущаяся бессвязной речь персонажей – это осознанный художественный прием автора. Он единственный, пожалуй, осознает в полной мере и невозможность понять правоту другого человека, и комичность самого человеческого существования.
А сад… Это только символ жизни. Будет ли он вырублен или продолжит цвести и плодоносить зависит от тех, кто им владеет.