Пьеса «Вишневый сад» была написана великим драматургом А. Чеховым на стыке веков в переломный момент для России, когда менялось сознание людей и всего общества в целом. Основным действующим персонажем произведения является не человек, а сам грандиозный по своим масштабам вишневый сад.
К слову, пьеса в момент своего выхода в свет была подвержена критике другим талантливым мастером слова И.А. Буниным именно за этот образ огромного сада. Бунин, сам потомственный дворянин и помещик, писал по этому поводу, что такие сады в пятьсот гектар общей площадью на самом деле не встречаются в помещичьих имениях, поскольку потребовалось бы немыслимое количество людей для ухода за ним.
Но образ вишневого сада в творении Чехова больше символичный, чем реальный. На самом деле он служит для раскрытия смысла пьесы и основных ее действующих лиц. Сам сад предстает перед читателем весной в период своего буйного цветения, его ароматы наполняют все комнаты, а в душе владельцев Раневской и Гаева пробуждают давние счастливые воспоминания.
Любовь Андреевна, созерцая великолепие цветущего сада, мысленно возвращается в свое беззаботное прошлое. Она видит молодой свою мать и себя в самые радостные моменты своей жизни. Но реальность такова, что необходимо расстаться с любимым садом, продав его с аукциона за долги. Такое положение вещей очень угнетает Раневскую, и она снова и снова просит совета у Лопахина, как сберечь вишневый сад. В ответ тот предлагает единственный, на его взгляд, выход – вырубить деревья, давно не приносящие владельцам никакого дохода.
Раневская понимает, что расставание с садом неизбежно, и не смотря на свою мистическую и духовную связь с ним, после его утраты она вскоре собирается уехать за границу.
Вишневый сад служит не только главным действующим персонажем пьесы Чехова, но еще и является своеобразным инструментом, с помощью которого автор раскрывает основные черты героев. Именно через свое личное отношение к саду, мы узнаем о характерах, мыслях и убеждениях Раневской и Гаева, Лопахина, Ани и Пети Трофимова.
Образ сада – это образ России на рубеже тысячелетий. И как бы ни было дорого прошлое, все же нужно двигаться вперед, в неизведанное новое будущее.