Бывают благородный поступок, благородный человек, благородный характер. Эпитет «благородный» определяет полезность, щедрость, прощение, великодушие в отношении к людям. В любом из произведений русских писателей есть благородные герои. Русские писатели принимают благородство за эталон кротости, смирения и чистоты, что служит примером не только для подражания, но и воспитания. Писатели возвышают положительного героя, одаренного добрыми помыслами и неприязнью ко злу в любом его проявлении. Сочинение: «Черты благородства у героев произведений русской литературы» дает примеры благородства как не формального исполнения долга, а естественной потребности внутренне свободной личности.
Благородство как удел избранных по рождению не поддерживает Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник», в которой история Ивана Северьяныча Флягина описывает процесс поисков гармонии между стихийной силой личности и законами жизни. Каждый этап странничества героя оказывается шагом в его нравственном развитии. Повествование о постижении смысла и своего места среди людей Флягина, барского форейтора, которого методично школили в замкнутом мирке крепостного имения, постоянно открывает черты благородства и природной доброты. Служба в няньках, татарский плен, любовь к цыганке Груше, пятнадцать лет службы на Кавказе, работа «артистом» , монастырь» -такая сложная дорога у странника. Но неизменными у лесковского персонажа оставались душевная чистота, непосредственность и благородство.
Твердость убеждений и осознанное великодушие присущи непохожему на странника герою И. С. Тургенева » Отцы и дети» Николаю Петровичу Кирсанову, отцу Аркадия. Дворянин по происхождению, вдовец, отец взрослого сына, Николай Петрович предстает перед читателем инфантильным, идеализирующим реальность, деликатным, но человеком слабым. Бескорыстный и чуткий взрослый романтик мечтает трудиться и обрести счастье в любви. Николай Кирсанов имеет благие намерения вписаться в свое время. Он отвергает лень и невежество, пытается переустроить свое имение, устанавливает добрые отношения с крестьянами, обостренная совесть и благородство сопровождают его во всех начинаниях. Богатый внутренним миром, не имеющий эгоистических интересов этот барин любим молоденькой женой Фенечкой, которая родила ему ребенка.
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» образ М. И. Кутузова абсолютно не схож со странником Лескова и тургеневским Кирсановым, но их роднит общая черта-благородство. С того момента, когда стало известно, что французы покидают Москву и до конца кампании, главнокомандующий русской армии ставил задачу избегать бесцельных сражений. Свободный от тщеславия и честолюбия мудрый Кутузов был против жестокого » бесчеловечного добиванья несчастных». В своей речи перед Преображенским полком Кутузов сказал: » Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Так, ребята?». Солдаты и офицеры, преисполненные торжеством и правотой и жалостью к поверженному врагу, ответили ему «радостным, долго не умолкавшим криком». Благородство Кутузова определяет самоочевидное знание истины-что есть добро и что зло.