Зимние забавы — веселые, жизнерадостные, быстрые! Ведь на морозе спокойно устоять невозможно, замерзнешь! А последняя неделя перед Великим Постом, разудалая Масленица, обязательно должна быть шумная и наполненная разнообразными народными гуляниями и празднованиями.
И как же в эту пору не устроить шутейную битву за снежную крепость! Это веселье будет длиться не один день — ведь сначала эту крепость надо построить! В этом деле принимают участие все! Даже те, кто потом не будет стараться захватить городок или его защищать. Крепость должна получиться достаточно крепкой, чтобы не развалиться сама по себе, но и такой, чтобы конь смог ее разрушить.
Именно момент, когда разгоряченный шумом трещоток конь приближается к городку и запечатлел на своем полотне художник-передвижник Суриков. Скучный пейзаж зимнего дня оживляют яркие краски ковров, которыми покрыты сани. Все человеческие фигуры выписаны так живо, что даже через холст кажется слышным их веселое гиканье, свист и хохот.
Взмыленный конь, едва не встающий на дыбы, всадник, едва его сдерживающий — все это лишь часть молодецкой забавы. Коню предстоит добраться до снежной крепости, а остальным — помешать ему. Но конь все равно доберется до крепости, иначе и праздника не получится!
Забава настолько шумная, что от этого места в испуге разлетелись вездесущие вороны. Они с осуждением поглядывают на столбы снежной пыли.
Конечно же, Сурикову была знакома эта масленичная забава. Ведь он и сам в свое время охотно принимал в ней участие. Поэтому, приехав в свои родные места, попросил земляков помочь ему написать эту картину. Те охотно согласились, соорудили снежную крепость, и устроили действо.
Этой картиной Василий Иванович Суриков начал цикл своих работ об отважной натуре русского казачества, силе и удали молодости, о своей безграничной любви к России.